Возможна ли стыковка позиций Баку и Тегерана по Зангезуру? Садыхов и Раванди Фадаи на
Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az, информирует.
Как сообщалось ранее, на следующей неделе планируется визит президент Ирана Масуда Пезешкиана в Азербайджан. Баку и Тегеран связывали не всегда ровные отношения, но сейчас позитивные прогнозы звучат гораздо чаще.
Какие реальные изменения во взаимодействии Баку и Тегерана может внести визит президента Ирана в Азербайджан? С этим вопросом корреспондент Caliber.Az обратился к азербайджанскому и российскому политологам-иранистам.

По мнению профессора Западно-Каспийского университета, дипломата, политолога Фикрета Садыхова, возвышенных фраз и больших надежд в Тегеране на улучшение отношений с Азербайджаном и дальнейшее развитие сотрудничества практически не скрывают. Они звучат из уст официальных лиц, и возглавляет этот список, несомненно, сам президент Пезешкиан.
«Мы эти сигналы воспринимаем как аспект сохранения и улучшения наших взаимоотношений и понимаем важность Ирана в регионе, его геополитическую значимость. Но в Тегеране, видимо, тоже осознали тот факт, что Азербайджан — достаточно сильный, важный игрок в регионе. Не только в регионе — он играет значимую роль в реализации многих масштабных проектов на своей территории, во взаимоотношениях с другими регионами.
Азербайджан является автором ряда инициатив, связанных со стабилизацией в регионе Южного Кавказа, сотрудничает со многими западными государствами. В Тегеране рассчитывают, по всей вероятности, на то, что Баку может в какой-то степени, в определённом смысле встать на защиту интересов Ирана в формате международных отношений», — полагает эксперт.
По его словам, для Азербайджана важны в первую очередь свои стратегические интересы.
«Понимая это, мы идём на потепление взаимоотношений с Ираном. В Тегеране наверняка поняли, что Азербайджан в состоянии защищать свои интересы, занимать твёрдую позицию в связи с террористическим актом против своего диппредставительства. Можно добавить, что сотрудничество в области региональной безопасности с Азербайджаном сегодня отвечает интересам Ирана.

Учитывая внешнеполитические приоритеты Ирана, мы понимаем, что он продолжает сотрудничество с Арменией, но в то же время считаемся с реальностью и осознаем, что экономическое, политическое, энергетическое сотрудничество с Ираном отвечает интересам Азербайджана. Полагаю, что Иран тоже заинтересован в создании такого формата взаимодействия в регионе.
Наша позиция ясна — мы не собираемся отказываться от своих взаимоотношений с другими государствами: с западными, европейскими странами, государствами Ближнего Востока, в том числе с Израилем, визит премьера которого также ожидается в Азербайджан.
Баку демонстрирует полную самостоятельность, волю и наличие твёрдой позиции по тем вопросам, которые входят в сферу наших интересов. Но это абсолютно не означает, что мы не готовы сотрудничать с Ираном.
Думаю, что в процессе визита будут подписаны ещё ряд дополнительных соглашений, которые усилят двухстороннее сотрудничество и станут политической, правовой основой наших дальнейших двухсторонних региональных взаимоотношений», — сказал Ф. Садыхов.

В то же время, по мнению кандидата исторических наук, руководителя Восточного культурного центра, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, доцента кафедры современного Востока и Африки РГГУ Ланы Раванди-Фадаи, существенного потепления отношений между Баку и Тегераном ожидать вполне стоит.
«Масуд Пезешкиян по происхождению азербайджанец и входил в группу иранского меджлиса по дружбе с Турцией — ближайшим союзником Азербайджана. Известно, что недавно на координационном совещании, непосредственно перед визитом в Азербайджан, президент Пезешкиян открыто заявил: «Азербайджанская Республика и Иран являются частями одного тела, народы по обе стороны границы разделяют обширные взаимные интересы, уходящие корнями в тысячелетние узы глубокой дружбы и общих ценностей».
Интересно, что, несмотря на проблемы, скандалы и напряжение, азербайджано-иранские отношения уверенно движутся вверх, причём началось это ещё при ультраконсерваторе Раиси, с лета 2023 года. Что касается нынешнего визита, я бы рассчитывала на активизацию сотрудничества в торгово-экономической и культурной областях, а также в туризме.

А вот по возможности стыковки позиций Баку и Тегерана по Зангезуру вопрос очень сложный: может быть, Пезешкиан и хотел бы договориться и прислушаться к точке зрения Азербайджана, но правящий консервативный истеблишмент, во всяком случае пока, категорически против каких-либо уступок и требует провести коридор через Иран, — заметила политолог.
По её мнению, реальность всё-таки состоит в том, что и Азербайджан, и Иран, несмотря на разногласия, сейчас нуждаются во взаимном сближении.
«Есть определённый уровень недоверия друг к другу, но мне кажется, что это присутствует и в отношениях даже самых близких стратегических партнёров. Вполне очевидно, что час настал — Азербайджан и Иран должны объединить свои транзитные коммуникации в формате «Север — Юг», запустить движение после окончания работ по альтернативному Зангезурскому коридору «Араз» через территорию Ирана — время и геополитическая реальность сами подталкивают позиции Баку и Тегерана к диалогу друг с другом», — резюмировала Л. Раванди-Фадаи.


