Взрывоопасный Индокитай Лиманский о войне на фоне святынь
Как передает Icma.az со ссылкой на сайт Caliber.az.
На таиландско-камбоджийской границе продолжаются боевые действия с применением авиации, реактивных систем залпового огня и тяжёлой артиллерии. Насколько быстро удастся остановить новый виток конфликта и вернуть регион к стабильному миру — вопрос, на который пока нет однозначного ответа.
Война в тени храмов
Рано утром 24 июля начались вооружённые столкновения в пограничье Таиланда и Камбоджи — в провинциях Сурин, Сисакет, Убонратчатхани и Бурирам. На сегодняшний день обе стороны обвиняют друг друга в произошедшем.

Премьер-министр Королевства Камбоджа Хун Манет официально обратился в Совет Безопасности ООН с просьбой принять меры в связи, по его словам, «с преднамеренной военной агрессией» Таиланда против Камбоджи.
В письме к председателю СБ ООН Асиму Ифтихару Ахмаду, который также является постоянным представителем Пакистана при ООН, глава камбоджийского правительства сообщил о серии нападений в районе храма Та Моан Тхом и других храмов, а также «Изумрудного треугольника». По его словам, ответные действия камбоджийской армии являются исключительно мерами самообороны. Камбоджа призвала Таиланд прекратить боевые действия и вывести свои войска. Хун Манет также призвал к срочному созыву заседания Совета Безопасности ООН. В свою очередь, постоянный представитель Таиланда при ООН направил в СБ ООН письмо, в котором возложил ответственность за инцидент на Пномпень.
По версии камбоджийской стороны, в 06:30 утра армия Таиланда, нарушив договорённость, зашла на территорию храма Та Моан Тхом и начала обносить его колючей проволокой. В 08:30 тайские войска открыли огонь и начали наступление на храм Та Моан Тхом, храм Та Крабео, Пном Кхмао (Чёрную гору) и район Мом Бэй. Эти храмы являются святынями, почитаемыми буддистами обеих стран.
Однако Таиланд утверждает, что именно камбоджийская армия первой открыла огонь по храму Та Моан Тхом. И только после этого таиландская армия «применила авиацию для атаки наземных целей, как и планировалось».

25 июля столкновения с применением тяжёлого вооружения продолжались. По состоянию на 09:00 утра 25 июля, в Таиланде зафиксировано 14 погибших мирных жителей и 45 раненых.
По данным МВД Таиланда, были эвакуированы более 130 000 человек в четырёх провинциях. Временные убежища подготовлены для 300 000 человек. Также эвакуированы 11 приграничных больниц. Таиландская сторона сообщает, что в ходе столкновений камбоджийская армия использовала РСЗО БМ-21 «Град» (производства СССР–РФ), а также китайские установки PHL-81 и Type-90B. В то же время газета Khmer Times приводит заявление Министерства обороны Камбоджи о том, что армия Таиланда атаковала мирные населённые пункты и храмы с применением самолётов F-16, кассетных бомб (запрещённых международным правом) и другого тяжёлого вооружения. Тысячи камбоджийских крестьян были вынуждены бежать в более безопасные районы у границы с Лаосом.
Комитет по правам человека Камбоджи также сообщил о разрушении части священного храма Преах Вихеар — объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — и о нападениях на трудовых мигрантов из Камбоджи в Таиланде.
24 июля армия Таиланда заняла храм Та Крабей, однако затем войскам Камбоджи удалось вернуть над ним контроль. 25 июля в районе храма Та Крабей продолжались ожесточённые бои. В тот же день, по сообщениям камбоджийских источников, тайская армия начала массированную атаку на храм Та Моан Тхом с применением артиллерии. Всего, по данным Министерства обороны Камбоджи, тайская армия наступает по восьми направлениям.
Взрывоопасная граница
Накануне нынешних событий на границе между Таиландом и Камбоджей участились локальные столкновения. Однако на фоне войн в Украине и на Ближнем Востоке эти инциденты редко попадали в фокус мировых СМИ, словно теряясь в джунглях Индокитая.
28 мая 2025 года, по утверждению камбоджийской стороны, таиландские военные пересекли границу Камбоджи. В произошедшей перестрелке один камбоджийский военнослужащий был убит.

16 июля трое солдат Королевской армии Таиланда подорвались на мине во время патрулирования спорной территории в провинции Убонратчатхани. Один из них потерял ногу. По заявлению Таиланда, это была противопехотная мина ПМН-2 российского производства, недавно заложенная. Камбоджа же утверждает, что таиландский патруль незаконно зашёл на её территорию, а мины — старые, времён Индокитайской войны (типы 72A, 72B, M14, MN79 или MD82B). В случае подрыва на ПМН-2, считают в Камбодже, ущерб был бы значительно серьёзнее. Бангкок обвинил Камбоджу в нарушении Конвенции о запрете противопехотных мин, а Пномпень — Таиланд в нарушении Меморандума о взаимопонимании 2000 года.
23 июля, накануне боевых действий, произошёл ещё один подрыв на мине группы военнослужащих 14-го пехотного батальона Таиланда в районе храма Та Моан Тхом: один солдат потерял ногу, четверо получили контузии. После этого Таиланд понизил уровень дипломатических отношений с Камбоджей, отозвал своего посла из Пномпеня и выслал камбоджийского посла.
В ответ 24 июля правительство Камбоджи заявило о понижении дипотношений до минимального уровня (присутствие лишь второго секретаря). Остальные сотрудники дипмиссии были отозваны, а тайским дипломатам предписано покинуть страну. Таиланд обвинялся в «отсутствии доброй воли к решению проблемы путём переговоров и предпочтении конфронтации».
В тот же день главнокомандующий Королевской армией Таиланда Пана Клаевплодтхук отдал приказ 1-му и 2-му военным округам, а также другим соединениям о приведении в боевую готовность согласно плану «Чакрапхонг Пхуванат».
Тяжёлое колониальное наследие
Причиной (или поводом?) вооружённого конфликта стал давний пограничный спор. Его корни уходят в колониальное прошлое — к Франко-Сиамской конвенции 1904 года и соглашению 1907 года, определившим границы Таиланда и Камбоджи. Мины рвутся на границе и сегодня потому, что территориальные вопросы фактически были «оставлены в наследство» французскими колонизаторами. Камбоджа считает, что часть её территорий незаконно занята Таиландом.
Примечательно, что до недавнего времени в отношениях между двумя странами наблюдалось потепление.

В апреле 2025 года премьер-министр Таиланда Пэтхонгтан Чинават посетила Камбоджу по случаю 75-летия дипломатических отношений. Отец нынешнего премьера Камбоджи — Хун Сен — провёл для неё экскурсию по дому, где её отец, экс-премьер Таксин Чинават, жил в эмиграции. Династии Хун и Чинават долгое время поддерживали тёплые отношения.
Наблюдался прогресс и в решении пограничных споров. Совместная комиссия активно работала. 2 июня 2025 года правительство Камбоджи направило в Международный суд материалы по четырём спорным участкам — Мом-Бэй, храмы Та Моан Тхом, Та Моан Тач и Та Крабей. Премьер-министры Камбоджи и Таиланда договорились о передислокации камбоджийских войск в районе Изумрудного треугольника.
Однако всё испортили журналисты. Хотя стороны условились называть передислокацию «корректировкой», тайские СМИ сообщили о «выводе» или даже «отступлении» камбоджийской армии.
Это вызвало резкое недовольство Хун Сена, воспринявшего такие формулировки как унижение. 27 июня он публично назвал произошедшее «предательством». Камбоджа также опубликовала аудиозапись неформального разговора между Хун Сеном и Пэтхонгтан Чинават, в котором последний нелестно отзывается о таиландской армии. Это привело к временной отставке Пэтхонгтан с поста премьера. 3 июля исполняющим обязанности главы правительства стал министр внутренних дел Пхумтам Вечаячай.
Тем временем отношения между странами накалились до предела. Таиланд обвинил Камбоджу в использовании границы для наркотрафика и отключил поставки электричества и интернета.
Камбоджа в ответ перекрыла идущие в Таиланд интернет-кабели, обвинив «тайских экстремистов» в информационных атаках. Пномпень также заявил о дезинформации, распространяемой Таиландом, в частности, о якобы бегстве Хун Сена в Китай. Это сообщение опроверг сам Хун Сен — камбоджийские СМИ публикуют его снимки, где он лично командует войсками.
Надежда на мир
Что же стало причиной эскалации? Национальные чувства? Религия? Или чьё-то вмешательство, направленное на срыв нормализации? Военные столкновения между странами уже происходили в 2008 и 2011 годах — также из-за храма Преах Вихеар. И оба раза — на фоне глобальной экономической нестабильности.
И Камбоджа, и Таиланд поддерживают хорошие отношения с Китаем. КНР первой отреагировала на конфликт. 24 июля официальный представитель МИД Китая Го Цзякунь выразил надежду, что стороны решат проблему «путём диалога и консультаций». Китай, по его словам, «придерживается справедливой и беспристрастной позиции».

Австралия, Лаос, США, Филиппины, Япония и другие страны также призвали к мирному урегулированию. Фактическую роль посредника взял на себя премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим, нынешний председатель АСЕАН. Он провёл телефонные переговоры с главами правительств обеих стран и сообщил, что Камбоджа и Таиланд готовы рассмотреть возможность прекращения огня.
Вероятно, не будет ошибкой сказать: большинство людей в Таиланде, Камбодже и по всему миру надеются, что этот конфликт будет быстро улажен. И на карте планеты не появится ещё одна зона стабильного насилия и разрушений…


