Встретимся осенью. Кто выживет… наша аналитика
Как сообщает Icma.az со ссылкой на сайт Haqqin.
По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, работа российской стороны над меморандумом по Украине (по условиям прекращения огня и мирного урегулирования) находится в продвинутой стадии. Документ должен быть представлен украинской стороне после того, как закончится обмен пленными в формате 1000 на 1000. Ранее такую же последовательность подтвердили в Киеве. Третья партия пленных должна вернуться домой 25 мая.
Тем временем Украина провела одну из самых длительных - три дня непрерывно - и рекордных по числу (более 700 только по целям в глубине РФ) атак дронов, которая снова парализовала авиасообщение на европейской части России. Москва ответила массированным комбинированным ударом (дроны, ракеты) в ночь на 25 мая, в том числе по Киеву и Одессе, включая порт. Западные источники утверждают, что российские войска также сосредотачиваются на Харьковском и Сумском направлениях (в Сумской области российские войска при этом продвигаются). Эти и другие обстоятельства указывают на то, что Москва и Киев готовятся к летней военной кампании, а вовсе не к прекращению огня.
Лавров снова завышает планки
На этом фоне американские СМИ стали было разгонять информацию о возможном уже в июне новом раунде переговоров России и Украины, причем в Ватикане. Возможно, на основании утечек после разговора Трампа с европейскими лидерами после его разговора с Путиным. Причем на Трампа усиливается давление как со стороны европейцев, так и в самих США: дескать, пора надавить на Москву новыми санкциями, законопроект в Конгрессе уже готов. Якобы госсекретарь Рубио чуть ли не каждый день настаивает на таком сценарии. Но Трамп медлит и явно не хочет пока прибегать к такому инструменту. И тому же Рубио, «держа строй и дисциплину», на днях во время слушаний в Конгрессе пришлось отвечать на критику за промедление с санкциями теми аргументами, что в этом случае результата все равно не будет, а Москва просто выйдет из диалога.
Однако такая логика устроила далеко не всех, поэтому из Вашингтона дали понять, что российской версии меморандума ждут чуть ли не на днях, чтобы оценить, насколько он реалистичен. В Сенате США тем временем лидер республиканского большинства Джон Тьюн ждет только сигнала от Белого дома, чтобы дать ход санкционному законопроекту. Долго он ждать не будет.
Сам Трамп, по данным газеты The Wall Street Journal, сообщил европейским лидерам, что Путин не готов завершить конфликт, поскольку считает, что побеждает. Тем временем Путин, явно настроенный именно таким образом – на победу (как он недавно выразился, «мы их не только дожмем, но и добьем») вновь заявил, что Россия создает буферную зону безопасности вдоль границы с Украиной в Курской, Брянской и Белгородской областях, которые граничат с Харьковской, Сумской и Черниговской областями Украины. Впервые он упомянул о буферной зоне в июне 2023 года. Но теперь, в свете подготовки меморандума о прекращении огня — это новая «вводная» для готовящегося документа.
А Путин готовится к победе
Вослед Путину директор правового департамента МИД РФ Максима Мусихина вспомнил, казалось, подзабытый тезис Москвы – о нелегитимности Зеленского как президента. Он сообщил, что тот не подходит по этой причине на роль подписанта меморандума, а народу Украины нужно выбрать новое руководство для подписания меморандума с Россией. Так что Москва подходит к подготовке этого документа с довольно высокой планкой и торопиться не собирается даже под массированными ударами дронов. Вернее, тем более не собирается под таким давлением.
Что касается слухов про Ватикан как место для нового раунда переговоров, то их поспешил развеять Лавров, заявив, что будет «неэлегантно» для двух православных стран вести диалог на католической площадке. Так что пока две православные страны, видимо, останутся в Стамбуле – на мусульманской площадке.
Также Лавров усилил жесткую риторику в адрес Киева, дав понять, что готовящийся Москвой меморандум мало чем будет отличаться от того, что представил Владимир Мединский в Стамбуле 16 мая. Якобы американцы, кстати, попросили заменить Мединского как представителя «жесткой линии» на кого-то более сговорчивого. Реакция Москвы на это неизвестна, но все же не стоит представлять Мединского как самостоятельного переговорщика: он всего лишь озвучивает позицию Кремля, в этом смысле кандидатура главного переговорщика от РФ может быть любой.
Католический Ватикан - не место для переговоров. Лучше мусульманский Стамбул
Тот же Лавров вновь поднял тезис и о необходимости устранить «первопричины конфликта». Судя по всему, они будут перечислены в российском документе, а сам он будет выдержан в максималистских позициях. Он также вновь напомнил о необходимости провести выборы в Украине перед подписанием мирного соглашения. В этом случае, правда, не очень понятно, зачем вообще вести переговоры с нынешними киевскими властями, если с ними его подписывать не собираются. Ведь «новые власти» могут пересмотреть все то, о чем – и, если – удастся договориться сейчас. Правда, чисто теоретически, возможен вариант, когда краткосрочные задачи (прекращения огня) будут отделены от долгосрочных (мирного урегулирования), но пока не очень похоже.
Скорее всего, Москва на практике уже не ставит задачу договориться с нынешними украинскими властями вообще. В этом случае, видимо, курс окончательно взят на снос режима, изменение характера власти на Украине и превращение ее в относительно дружеское государство. Перспектив договоренности с Зеленским или с кем-то из его окружения в Москве не видят. Насколько реалистично на этом фоне разделить краткосрочные и долгосрочные задачи, сказать трудно. Но, судя по всему, после разговора двух президентов, российского и американского, у Москвы появилась уверенность в том, что надо достаточно твердо настаивать на своих требованиях. В том числе допуская, что это может привести к новым санкциям. По поводу этих санкций, так, как их описывают в конгрессовском варианте, судя по всему, в Москве есть некоторая уверенность, что они не нанесут критического ущерба российской экономике. К тому же в случае принятия закона о 500-процентных пошлинах против стран, покупающих российские нефть, газ и уран, Вашингтону придется вводить их против Индии и Китая, тогда как Трамп и 145-процентные пошлины «не потянул» и сдал назад.
Киев, судя по всему, также не настроен на большие уступки, а США не настроены подталкивать Киев к именно большим уступкам. Европа же склонна поддерживать Зеленского в том, что он будет делать и на этом фоне усиливает санкционный нажим. Готовится отключение от SWIFT 20 российских банков, введение санкций против и так «мертвого» газопровода «Северный поток», а также усиление санкций против «теневого флота», плюс поэтапное введение запретительных пошлин против российских удобрений. В ответ РФ начинает военное патрулирование судов «теневого флота» в Балтийском море, что грозит уже военным столкновением с ВМС НАТО. Что касается удобрений, то при российской доле на мировом рынке в 20% «выключить» ее оттуда будет непросто.
Кстати, именно непримиримая позиция Европы, возможно, и сыграла решающую роль в том, что российское руководство становится на путь преследования максимальных целей СВО, поскольку перспектив договориться с Европой нет никаких. Европа даже «не моргает». Поэтому решение дипломатическое не просматривается, значит, решили в Москве, требуется усиление переговорных позиций военным путем. Летняя военная кампания, таким образом, становится неминуемой. Как говорится, «встретимся по осени». Кто выживет, конечно.

