Я был источником, а не агентом: громкие признания на процессе по делу о шпионаже
Icma.az, со ссылкой на сайт Media az, информирует.
В Бакинском суде по тяжким преступлениям продолжается разбирательство по делу о шпионаже и государственной измене. На скамье подсудимых – Мартин Райан, обвиняемый в шпионской деятельности в пользу Франции, и Азад Мамедли, которому инкриминируют государственную измену.
Как сообщает АПА, в ходе заседания под председательством судьи Эльмина Рустамова были зачитаны показания А.Мамедли, данные им на предварительном следствии. В них всплыли подробности о его контактах с сотрудниками французского посольства.
А.Мамедли признал, что назначил встречу с дипломатом Фредериком Девосом, хотя утверждает, что не помнит причины. Он отправил Ф.Девосу своё резюме, за что получил обещание помощи в трудоустройстве во французскую компанию. В другой переписке, оглашенной в суде, фигурировал подарок от сотрудника посольства Франции Лорана Лёдита – клавиатура и мышь, которые вызвали у А.Мамедли подозрения.
«У меня началась паранойя. Я подумал, что в этих предметах могли быть устройства для прослушивания или скрытые камеры», – заявил обвиняемый.
В показаниях А.Мамедли также признался, что он и М.Райан рассматривали себя как ценные источники информации для французских дипломатов: «Мы отличаемся от других людей. Мы осведомлены о геополитической ситуации Азербайджана и даже можем анализировать и предоставлять информацию».
Переписка между обвиняемыми раскрывает их опасения по поводу слежки. В одном из сообщений М,Райан выразил подозрение, что в его доме могут быть установлены устройства наблюдения. А.Мамедли предупредил его, что даже тайная запись слов М.Райана может рассматриваться как предательство. В другом разговоре А.Мамедли интересовался у М.Райана о возможности получения выгоды от посольства Франции, на что тот ответил, что в текущей ситуации это опасно.
Также М.Райан сообщал, что французский разведчик Лоран Грард мог запрашивать информацию об антитеррористических мероприятиях в Карабахе через защищенное приложение Signal. Обвиняемые активно обсуждали международные отношения Азербайджана с Ираном и США, возможные последствия закрытия USAID в стране и выражали беспокойство о возможной слежке со стороны Службы государственной безопасности (СГБ) Азербайджана.
По завершении оглашения своих показаний А.Мамедли подтвердил их достоверность, но сделал важное уточнение: «Как я сказал в своих показаниях, я не был агентом, я был источником».
Согласно обвинительному акту, М.Райан подозревается в сборе и передаче французским спецслужбам секретных данных о вооружении Азербайджана, комплектовании армии в период 44-дневной Отечественной войны 2020 года, о потенциальных источниках информации среди военнослужащих и о международных связях страны.
Напомним, что обвиняемые были арестованы 4 декабря 2023 года. СГБ предъявила М.Райану, генеральному директору Merkorama, обвинение по статье 276 (шпионаж) Уголовного кодекса Азербайджанской Республики, а А.Мамедли – по статье 274 (государственная измена) УК АР.
Следующее заседание суда, на котором планируется допрос свидетелей, назначено на 24 октября.


