Запад и Россия в политике Пашиняна возможен ли баланс? Экспертные мнения на
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, отмечает.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян вновь задал политическую головоломку аналитикам и политологам. Так, 20 сентября на 7-м съезде партии «Гражданский договор» он заявил, что Армения пойдет по пути укрепления отношений с Россией: «Мы наладили военно-техническое сотрудничество со многими странами, одновременно продолжая взаимодействовать с Российской Федерацией, важность отношений с которой трудно переоценить. Отношения с Россией находятся на этапе трансформации».
А на прошлой неделе он с делегацией армянских министров отбыл в Москву на Глобальный атомный форум, в рамках которого встретился с президентом России Владимиром Путином и обсудил с ним продление работы армянской АЭС и двусторонние отношения.
После визита в РФ армянский премьер отправился в Нью-Йорк, где в своем выступлении на Генассамблее ООН заявил о приверженности Армении западным демократическим ценностям и настроенности Еревана на вступление в ЕС.
«Многие спрашивают, когда Армения станет членом Европейского союза, и насколько это реально. Во-первых, двое из четырех наших соседей являются странами – кандидатами на членство в ЕС. Во-вторых, закон о начале процесса вступления в Европейский союз – это, прежде всего, стимул для нас к последовательному продолжению демократических реформ», – сказал он.
Между тем, Кремль неоднократно требовал от Еревана определиться со своим курсом на сближение с Западом, прямым текстом заявляя, что от этого могут серьезно пострадать партнерство Армении в рамках ЕАЭС и политические взаимоотношения.
Так на что больше сегодня ориентируется Ереван в своей политике – на Запад или Россию? На этот вопрос Caliber.Az отвечают политические аналитики.

Так, немецкий правозащитник и политолог, бывший исполнительный директор Международной Хельсинкской федерации по правам человека Аарон Роудс рассматривает усилия Армении по сокращению отношений с Россией и укреплению связей с западными демократиями как позитивные.
«Это – важный и сложный шаг, который, по-видимому, отражает понимание того, что российское влияние не послужит свободе и безопасности граждан Армении. В то же время ответственность за обеспечение безопасности лежит на армянском руководстве, и оно стремится к снижению конфликтности с Россией. Этим и объясняются попытки Пашиняна соблюдать некий рабочий конструктивизм в отношениях с Москвой. Мы должны понимать, что Армения не в состоянии открыто противодействовать РФ, поэтому армянские власти будут стараться поддерживать цивилизованные отношения с Россией, даже сближаясь с Западом», – сказал политолог.

В то же время Святослав Андрианов, российский политолог, директор международной общественной организации «Центр политического анализа и информационной безопасности», член Германского совета по внешней политике и председатель Берлинского комитета стратегического партнерства в Евразии, полагает, что Пашинян как делал, так и продолжает делать ставку на прозападный путь развития Армении.
«Тем не менее, как мы не раз за последние два года убеждались, в ситуациях, когда ему выгодно, он и его команда забывают о политических разногласиях, акцентируя внимание на экономической целесообразности как в отношениях с Россией, так и в отношениях с другими акторами на Востоке и Юге», – отметил эксперт.
По его мнению, в своих отношениях с «незападным миром» особую ставку Пашинян делает на Китай, не забывая при этом и о военных контрактах с Индией, и о проектах с Ираном, а вот отношения с Москвой ему полноценно восстановить вряд ли удастся.
«На мой взгляд, отношения с Россией Пашинян не сможет исправить, потому что в Кремле никто не забыл той риторики, которую он транслировал в адрес РФ. Так, армянский премьер неоднократно заявлял, что ОДКБ не смогла защитить интересы Армении в конфликте с Азербайджаном, и Россия фактически бросила его страну в кризисной ситуации. Эксперты, годами отслеживающие Карабахский конфликт, имеют на этот счет несколько иное мнение, которое, как ни парадоксально, схоже и в Москве, и в Баку, и в Вашингтоне.
Думаю, Пашинян понимает, что Россия воспользуется углубляющимся внутриполитическим кризисом в Армении для его смещения и отставки, в отличие от США и Европы, которым он на данный момент вполне удобен.
Таким образом, в военном и политическом планах премьер-министр Армении, по всей видимости, будет придерживаться своей стратегии, делая ставку на Запад и одновременно с этим предпринимая попытки для усиления экономического сотрудничества со странами Глобального Юга, в первую очередь с КНР. Отношения с Москвой будут носить ситуативный характер на общем фоне недоверия и взаимных претензий. Пашинян хочет успешной реализации многовекторной внешней политики, но на практике у него это, к сожалению, не получается. Причины тому, на мой взгляд, лежат на поверхности: во внешней политике Армении под его руководством существуют серьезный дефицит стратегии и переизбыток реактивности», – заключил С.Андрианов.


