Азербайджан США: расчет на подъем отношений при Трампе оправдался Аналитика Сергея Богдана
Как передает Icma.az, основываясь на информации сайта Caliber.az.
Президент США Дональд Трамп разместил в своей социальной сети фрагмент выступления лидера Азербайджана Ильхама Алиева на III Шушинском глобальном медиафоруме. В наши дни, когда политика вновь сконцентрировалась на личностях и символах, этот жест значит многое. Он стал продолжением других знаковых и рутинных шагов последнего времени по укреплению азербайджано-американских отношений. В недавнем прошлом, когда либералы всего мира ополчились на Трампа и рассказывали о невозможности его возвращения на президентский пост, азербайджанское руководство поняло, что ситуация выглядит прямо противоположным образом. И тогда было принято правильное стратегическое решение. Сегодня это усиливает позиции Баку в вопросе мирного договора с Ереваном и европейских интриг в регионе.
Новые времена
Почему такое внимание Трампу? Следует отдавать себе отчёт, что метафоры «конца эпохи» или даже «конца истории» перестали быть метафорами, став терминами для описания агрегатного состояния мировой политики. Нынче они приходят на ум даже после просмотра очередных экономических отчётов. Завершается демонтаж международных структур и норм последнего века, в мировой политике уже почти нет идеологических противостояний. И снова на первый план выходят личности, даже когда речь идёт об огромных странах вроде США.

Президент Азербайджана, понимая сущность этой трансформации, делал ставку на сохранение и укрепление связей с Дональдом Трампом даже в самые сложные для того времена. В те времена, когда все ведущие западные и прозападные либеральные СМИ, так называемое «независимое гражданское общество» и политические элиты вели кампанию за кампанией против переизбрания Трампа. Внутри США истерия против Трампа достигла такого накала, что вылилась в покушение на него.
Вот и прошлым летом, в обстановке этого глобального крестового похода либералов против Трампа и уверений, что у того нет шансов вновь очутиться в Белом доме и его скоро упекут в тюрьму, Ильхам Алиев уверенно говорил нечто противоположное.

Беседуя с Михаилом Гусманом на Шушинском медиафоруме, он позитивно оценил Трампа в контексте предвыборной президентской кампании в США. Более того, складывалось впечатление, что Алиев прогнозировал его победу.
Во-первых, азербайджанский лидер согласился с одним из тезисов предвыборной кампании Трампа о том, что при Трампе США не развязывали войн, и «это стоит того, чтобы относиться к этому с огромным уважением». Во-вторых, указал на мировоззренческие аспекты: «У Трампа чёткая позиция по поводу традиционных ценностей. Абсолютное большинство азербайджанского народа эти позиции не просто разделяет, но активно их пропагандирует и реализует на практике».
Сегодня, разумеется, глобальная обстановка изменилась, примером чему стал и недавний саммит НАТО, на котором евролибералы подобострастно поддакивали и пресмыкались перед американским лидером. Те самые, которые всячески помогали оппонентам Трампа в США до самого дня голосования. Потому мы и напомнили выше о публично высказанной позиции президента Алиева в июле 2024 года, чтобы отметить — у Баку всегда была иная позиция, и сейчас можно говорить о дальновидности тех решений. Полагаясь на свой анализ и не обращая внимания на всеобщую истерию, в Баку принимали стратегические решения сообразно новым реалиям мировой политики. Например, делая ставку на Трампа.
Трамп и тяжёлое наследие прошлого
Впрочем, дело далеко не только в своевременном понимании грядущей смены власти за океаном. У Азербайджана есть веские причины поддерживать Трампа. Ведь именно при нём отношения с США пошли на подъём. Во многом это произошло благодаря общей политике Трампа.

Недавно яркими примерами тому стало закрытие Агентства по международной помощи (ЮСЭЙД) и сомнительных проектов глобального вещания.

Руководство первого даже не скрывало своих близких связей с известным главарём карабахских сепаратистов, приближённым к российской власти миллиардером Рубеном Варданяном. А проекты «независимого глобального вещания» активно занимались провокациями и манипуляциями.
Но во многом отношения с США укрепились и по результатам конкретных шагов нового руководства в Вашингтоне в сторону Баку. Важнейшее значение, разумеется, имела поддержка азербайджано-армянского мирного процесса со стороны Трампа. Нынешний глава США не скрывает своих амбиций в области мирных инициатив. Даже его давление на страны НАТО по Украине можно рассматривать и в этом ключе. В отличие от времён президента Байдена, который без раздумий выдавал деньги на военную конфронтацию с РФ в Восточной Европе, Трамп предложил евролибералам самим платить за европейскую войну, а украинскому президенту Зеленскому напомнил, что «война всё не спишет» и Вашингтон финансировать конфликт не собирается.
И вот уже мы видим, как в Стамбуле возобновились российско-украинские переговоры. А всё потому, что изменились сами структурные рамки, политико-экономическая и геополитическая база конфликта, и европейцы задумались, что делать с ним дальше без помощи американцев.
Нечто подобное имело место и в отношении мирного процесса между Баку и Ереваном. Так, президент Алиев привёл пример того, как в соседней республике мгновенно скорректировали свою позицию и добавили ещё два пункта в согласованный мирный договор, когда узнали о победе Трампа. Всё логично: в Ереване увидели, что геополитическая основа их прежней политики «ни войны, ни мира» с Азербайджаном зашаталась в результате американских выборов, и нужно договариваться с соседями. А ведь до того, все последние годы при союзном им Байдене, армянским лидерам казалось, что урегулирование можно заволокитить, втянуть в процесс переговоров внешних игроков, перевооружиться и взять реванш.

Азербайджанская армия восстановила территориальную целостность своей страны, но даже когда это стало свершившимся фактом, сверхдержавы, в том числе предшествовавшая Трампу администрация президента США Байдена, не торопились с корректировкой своей прежней позиции, основанной на попустительстве армянским экспансионистским планам.
Характерным примером такого рода тяжёлого наследия прежних режимов, с которым Трампу приходится разбираться, в т. ч. и строя отношения с Баку, является абсурдная «907-я поправка». Данная поправка к так называемому «Акту в поддержку свободы» в 1992 году исключила Азербайджан из списка стран, имеющих право на получение какой-либо помощи от США. За что? За попытки сохранения территориальной целостности страны и самообороны от агрессии со стороны армянских националистов.
Эта поправка стала примером того, как армянское лобби манипулировало политикой сверхдержавы. В 2001 году Гейдар Алиев договорился с Джорджем Бушем об отмене этой нелепости, но вновь вмешалось армянское лобби, и через американский парламент удалось провести лишь разрешение американскому президенту отменять действие поправки на год. В результате каждый раз об этой приостановке приходилось договариваться отдельно.
Хуже того, предыдущий президент Байден в 2020 году, накануне своего спорного избрания на высший пост, лично выступал за восстановление действия антиазербайджанской поправки. Об этом ему напоминали лоббисты из Армянского национального комитета Америки всё время, пока тот обретался в Белом доме. А в 2023 году, когда Азербайджан нейтрализовал остатки армянских националистических формирований на своей территории, Байден действительно восстановил её действие. Тем самым, по образному выражению президента Алиева, восстановив санкции против Азербайджана.
Под конец президентского срока Байдена, возможно, из-за ухудшения его умственных способностей, его команда принялась плести интриги с армянским реваншизмом, которые граничили с авантюризмом. Сперва госсекретарь США Блинкен 5 апреля 2024 года принял участие в трёхсторонней встрече с Урсулой фон дер Ляйен, Жозепом Боррелем и Николом Пашиняном, на которой обсуждалось в том числе и усиление военной мощи Армении. Лишь жёсткая реакция Азербайджана привела к последующему отказу сторон от соответствующих тайных договорённостей.
А под занавес, 14 января текущего года, менее чем за неделю до своего ухода в отставку, Блинкен и Байден внезапно подписали с Арменией декларацию о стратегическом партнёрстве.
Новая администрация в Вашингтоне готова пересматривать эти абсурдные схемы, вредящие всем сторонам. Даже последний жест Трампа имеет смысл рассматривать и в этом контексте.
Ведь, переставляя видео не откуда-нибудь, а из освобождённой Шуши, он перечёркивает последние надежды реваншистов на то, что они смогут дипломатическими интригами оспорить военные победы Азербайджана.
Все вопросы можно решить с Баку
Говоря недавно о необходимости отменить наконец законодательный анахронизм в виде 907-й поправки, посол Азербайджана в Вашингтоне Хазар Ибрагим подчеркнул, что её существование уже давно противоречит самой реальности двусторонних отношений, а «Азербайджан играет роль почти в каждом критическом вопросе, который имеет значение для США». Страна успешно сотрудничает с США в сфере энергетики, безопасности, миротворчества и транспорта.

Это, а также объективное усиление азербайджанского государства вследствие его развития и восстановления территориальной целостности, позволяет ставить вопрос о перестройке анахроничной модели в отношениях с США, которая десятилетиями позволяла армянскому лобби и другим внешним игрокам подрывать азербайджано-американские отношения. Да и объективно новый баланс сил должен сопровождаться усовершенствованием всей архитектуры внешней политики усилившегося Азербайджана. Тем более, что геополитическая важность Азербайджана растёт и далее в силу его превращения в единственный реалистично работающий в обозримой перспективе коридор между Европой, с одной стороны, и Центральной и Восточной Азией — с другой. Вдобавок, Азербайджан является источником и транзитным путём для самых реалистичных вариантов диверсификации поставок энергоносителей в ЕС.
И это не просто понимают в Белом доме. В отличие от предыдущих четырёх лет, там сейчас работает администрация, которая готова к взаимодействию. В апреле президент Алиев отметил, что в отношениях с Вашингтоном «работать с республиканской администрацией было намного комфортнее, чем с демократической. Я приступил к исполнению президентских обязанностей в 2003 году во время президентского срока Джорджа Буша-младшего, и отношения между двумя странами были очень хорошими. Мы оба высоко ценили взаимную поддержку, считали стратегически важными наши двусторонние отношения... Ситуация немного изменилась, но не кардинально, после того как президент Буш завершил свои обязанности».
Азербайджанский лидер неоднократно отмечал, что успешно отношения с США развивались и во время первого президентского срока Трампа. Всё сломалось, когда в Белом доме в 2021 году оказался демократ Байден.
Помимо улучшения перспектив двусторонних отношений, что позволит Баку балансировать в отношениях с активизировавшимися в регионе европейцами, следует отметить и важность усилий Трампа в отношении мирного процесса на Южном Кавказе. Они особенно важны на фоне стремления некоторых евролиберальных кругов саботировать ряд процессов, по которым он намерен добиться конкретных результатов, включая нормализацию на Южном Кавказе. Как известно, в среду именно европейский суд нанёс удар ниже ватерлинии всем мирным начинаниям Пашиняна. Он велел ему отказаться от национализации «Электросетей Армении». Их нужно вернуть тому, кто их некогда прихватизировал, а именно Самвелу Карапетяну, российскому дельцу и финансисту армянских реваншистских кругов, включая церковников. То есть Пашиняну предложили отдать реваншистам, готовившим вооружённые выступления, важнейший источник их постоянного финансирования. Вот такой суверенитет у «независимой» Армении, с которой сейчас договаривается азербайджанское правительство.
И только не нужно говорить о беспристрастности судов на Западе. На днях мы рассказывали, как европейское правосудие «занималось» многомиллиардными аферами с участием ведущих политиков ЕС и ФРГ. Вердикт в пользу Карапетяна демонстрирует желание некоторых евросоюзовских элит поиграть с армянскими реваншистами, тем более что это позволит им насолить Трампу. Другое дело, что благодаря твёрдой позиции и усилению Азербайджана реваншизм шансов более не имеет.


