Азербайджанская программистка, работающая в Google: Главное верить в себя и следовать своему пути
По данным сайта Media az, передает Icma.az.
Наша соотечественница Афсана Керимова – яркий пример того, как целеустремленность и упорство могут преодолеть любые преграды. Родившись в маленьком азербайджанском селе, она затем прошла путь до одного из самых престижных офисов Google в Лондоне. История талантливой азербайджанской программистки вдохновляет на стремление следовать за мечтой, несмотря на стереотипы и преграды.
– Расскажите немного о себе.
– Я родилась в 1995 году в селе Рустов Губинского района. С 2012-го по 2017-й обучалась в Кавказском университете (ныне Бакинский инженерный университет – ред.), где получила степень бакалавра по специальности «Математика и информатика», а затем магистра по направлению «Компьютерная инженерия». В Азербайджане работала программистом в Азербайджанском медицинском университете, затем в Kapital Bank, а после – в Центральном банке. После этого я переехала в Чехию, где начала работать в компании Microsoft.

– Какие мечты были у вас в детстве? Могли бы представить себя в дальнейшем работающей в Google?
– Я выросла в небольшом селе, где никто даже не знал о существовании таких гигантов, как Google. В детстве я мечтала о собственном бизнесе, о создании своей компании. У меня всегда внутри было стремление сделать что-то значимое. Я видела сложности, с которыми сталкиваются сельские жители, и думала, что, возможно, смогу улучшить их жизнь. Наверное, это даже была более амбициозная мечта, чем работа в Google (улыбается).
– Какими были ваши цели при выборе профессии и образования?
– Я готовилась к поступлению самостоятельно, без помощи репетиторов. Поэтому всё внимание было сосредоточено на школьной программе, а не на будущем карьерном пути. Я всегда чувствовала любовь к математике и знала, что хочу связать с ней свою профессию. Мой старший брат высоко отзывался о Кавказском университете, и поэтому начиная с 10-11-х классов я мечтала учиться именно там.

– Верили ли вы в свои силы? Всё-таки у других были репетиторы.
– В нашей школе было только 9 классов. Чтобы продолжить обучение, нужно было перейти в другое учебное заведение. Многие родители, особенно девочек, не поощряли дальнейшее образование. Мой дядя, учитель по профессии, советовал пойти в техникум – так, мол, «надежнее». В целом существовало мнение, что девочки могут зубрить, но редко добиваются серьезных карьерных успехов. Мне советовали получить хоть какую-то профессию, но я отказалась. Внутренне была уверена, что смогу поступить в университет.
– То есть многие думали, что без репетитора поступить невозможно?
– Да, в техническом лицее, где я училась, было немало тех, кто считал, что я не смогу хорошо сдать экзамен без репетиторов. Но в итоге мне удалось набрать самый высокий балл среди всех выпускников лицея.

– Кстати, сколько баллов вы набрали?
– 499.
– Как вам удалось достичь такого результата без подготовки с репетиторами?
– Если честно, я ожидала даже больше. Но поскольку не участвовала в пробных экзаменах, у меня не было опыта прохождения тестов. Я ответила на все вопросы, однако из-за нескольких ошибок общий балл немного снизился. При этом не могу сказать, что тратила много времени на подготовку. Я просто действительно любила учиться. В то время как других детей заставляли брать в руки учебники, мне говорили: «Сначала помоги с делами, а потом займешься уроками».
У меня было преимущество перед учениками, которые ходили на подготовительные курсы. Они проводили там весь день, а потом приходили домой и снова должны были заниматься. У меня же было время и на отдых, и на подготовку. Брат подсказывал мне, какие книги читать и какие тесты решать. Так что у меня был четкий план.

– Когда есть мечта, появляется и мотивация…
– Да, именно так. Когда у тебя есть четкая цель, это дает силы и желание идти вперед. Детей трудно заставить что-то делать по принуждению. А вот если запретить – наоборот, появится интерес (смеется). Наверное, потому что меня никто не заставлял, я училась с радостью.
– Вы все-таки поступили в университет, о котором мечтали.
– Да, и с этим связана интересная история. Нам советовали не рисковать и выбирать специальности, на которые гарантированно хватит баллов. В предыдущие годы проходной балл на мою специальность в Кавказском университете никогда не был ниже 560. Но я так мечтала об этом вузе, что поставила его на первые пять позиций. В итоге прошла на вторую по приоритету специальность. И в тот год минимальный проходной балл неожиданно снизился до 499.
Позже ко мне в университете подошла одна девушка и сказала: «Я тебя давно искала – ты заняла мое место». Оказывается, она тоже набрала 499 баллов и очень хотела попасть на эту же специальность. Поскольку у нас был одинаковый результат и даже идентичные оценки в аттестате, решение принимали на основании количества правильных ответов по математике. И у меня оказалось на один правильный ответ больше. Если бы я тогда не поступила именно на эту специальность, возможно, не получила бы базовых знаний по IT.

– Но ведь вы поступили на педагогическую специальность?
– Да, это было направление, связанное с преподаванием, но нас также обучали программированию.
– Когда вы окончательно определились с выбором – стать IT-специалистом?
– Уже на первом курсе, когда я впервые написала простой код, меня это сильно увлекло. Хотя мне нравилось преподавание, программирование оказалось интереснее. В течение всех пяти лет обучения я колебалась, потому что многие советовали выбрать преподавание – якобы для женщины это более подходящая профессия, а IT-сфера может быть слишком сложной. Но внутри меня что-то подсказывало: «Следуй за тем, что тебе по-настоящему нравится». В магистратуре я окончательно выбрала компьютерную инженерию.
– Когда вы начали работать?
– Уже во время бакалавриата я преподавала программирование и логику. А полноценно работать по специальности начала с конца первого курса магистратуры.
– Вы переехали в Чехию по приглашению Microsoft. До этого планировали работу за границей?
– Я всегда мечтала учиться и работать за рубежом. В университете были программы обмена, но тогда моя семья не разрешила мне участвовать в них, и я не стала настаивать. Со временем я даже начала сомневаться в том, что смогу когда-либо работать за границей.
Когда я работала в Медицинском университете, мне написал рекрутер из Google с предложением пройти собеседование. Тогда мне был 21 год, и я находилась в самом начале пути. Сначала я согласилась, но затем очень разволновалась и в последний момент отменила встречу (смеется).

– А что случилось потом?
– Я продолжила работать в Азербайджане и уже позже получила предложение от Microsoft. Тогда я всерьез задумалась о работе за границей и согласилась. Затем состоялся переезд в Чехию. И когда представитель Google вновь предложил мне вакансию, я уже была уверена в себе и дала положительный ответ.
– Вы проработали в Microsoft три года. Что это был за опыт?
– Это был мой первый опыт работы за границей, поэтому сначала я немного переживала и волновалась. К тому же я не очень уверенно говорила на английском языке. Но мой менеджер и коллеги оказались замечательными людьми, благодаря которым это волнение постепенно исчезло. В Microsoft ценят труд сотрудников, и мне было приятно работать с образованными, простыми и готовыми делиться знаниями людьми.
– Как родители отнеслись к вашему переезду за границу?
– На тот момент я уже была замужем, и мы с супругом поехали вместе. Он тоже инженер-программист, поэтому ему было несложно найти работу за границей. Мы уехали вдвоем и не чувствовали себя одинокими, ведь поддерживали друг друга.
– После Microsoft вы перешли в Google…
– Когда я принимала решение уйти из Microsoft, мне предложили повышение. Но в этот же период я получила приглашение от Google, и, поскольку работа там всегда была моей мечтой, я решила воспользоваться возможностью и сменить компанию.
– Как бы вы описали атмосферу в Google?
– С профессиональной точки зрения работа в концерне связана с передовыми технологиями и участием в масштабных проектах. Иными словами, это огромный вклад в мое развитие как специалиста.
Работа в Google не ограничивается выполнением профессиональных обязанностей. Здесь поощряется личностный рост, стремление становиться лучше не только как специалист, но и как человек. Большое внимание уделяется тому, чтобы помочь новым сотрудникам адаптироваться. Кроме того, важна и активность в команде, в том числе социальная.
Компания заботится о своих сотрудниках: предоставляет трехразовое питание, медицинское обслуживание, есть спортзал и многое другое. Это делает условия труда более комфортными.
Такой подход направлен на устранение любых проблем сотрудников и повышение уровня их удовлетворенности. В Google считают, что довольный и счастливый работник будет более продуктивен, и я с этим полностью согласна.
– Вместе с переходом в Google вы сменили и страну проживания?
– Да. Нам с супругом нравилась Чехия, но основная трудность заключалась в языке. Хотя в самой компании общение происходило на английском, в повседневной жизни преобладал чешский. Поэтому, когда появилась возможность переехать в англоязычную страну, мы обрадовались.
Работа в Google всегда была моей мечтой, и в профессиональном плане Великобритания дает больше возможностей. В Чехии был только офис Microsoft, а на Туманном Альбионе представлены практически все крупные международные компании. Здесь также много небольших, но интересных фирм. Именно поэтому мы приняли решение переехать.
– Вы получили приглашение о работе через LinkedIn. Специально занимались оформлением профиля в этой соцсети?
– В профиле я указывала всю важную информацию, связанную с моей профессиональной сферой. Когда встречала интересных и успешных специалистов, добавляла их в контакты, чтобы учиться у них. Я не оформляла профиль специально с целью найти работу за границей, просто старалась налаживать контакты с теми, кто вдохновлял меня. Видимо, благодаря этому меня и заметили.
– Были ли у вас попытки открыть собственное дело?
– Еще во время учебы в университете мы с друзьями планировали организовать образовательные курсы. Нам казалось, что мы умные и у нас всё получится. Но на практике нам даже не удалось набрать студентов (смеется).
Сколько бы знаний ни было, для бизнеса важен особый склад ума – предпринимательский. Сейчас я не вижу себя в этой сфере.
– Какие качества помогли вам достичь того, где вы находитесь сейчас?
– Я бы сказала, что главное – доверять своим внутренним ощущениям, верить в себя и следовать своему пути. Многие выбирают профессию или направление по совету родителей или других людей. Я же всегда старалась идти тем путем, который считала правильным для себя. Уважала советы взрослых, но если понимала, что это не мое – выбирала свою дорогу. Хотя по баллам спокойно проходила в Бакинский государственный университет, я выбрала Кавказский. Когда все вокруг говорили, что девушке лучше стать учительницей – пошла в программирование.
Советы окружающих важны, но нужно в первую очередь прислушиваться к себе. Когда ты сам выбираешь путь, больше за него борешься. Ведь если что-то не получится, никто не скажет: «Ты был прав». Наоборот, скажут: «А мы тебя предупреждали» (смеется).

– Вас полностью устраивает то, где вы находитесь сейчас?
– Да, и за это я благодарна той девочке, которой когда-то была. Именно она строила большие мечты и не боялась идти к ним. Бывали моменты, когда в семье, под влиянием окружающих, поднимался вопрос: стоит ли мне продолжать учебу после девятого класса. Некоторые родственники говорили родителям: «Может, и не нужно ей дальше учиться». Но я всегда отвечала: «Вы не можете лишить меня образования. Если я этого хочу – вы обязаны дать мне такую возможность».
И хотя родители меня поддерживали, такие разговоры возникали. И даже тогда у меня не было страха. Я была уверена: если захочу учиться – справлюсь.
Источник: valyuta.az


