Белорусско польская граница как поле битвы великих держав Аналитика Лиманского
Согласно материалам сайта Caliber.az, передает Icma.az.
Серьёзной преградой международной торговле стало недавнее закрытие Польшей пограничных переходов на границе с Беларусью. Однако в ночь со среды на четверг их работа была возобновлена. Вопрос в том — надолго ли?
Польский щит над Западным Бугом вместо «железного занавеса»?
В современном мире, и без того находящемся в состоянии турбулентности, обострилась ситуация ещё на одном участке. Формальным поводом к закрытию польско-белорусской границы стали учения «Запад-2025».

Но переходы были заблокированы, несмотря на то что Минск, учитывая негативную реакцию польской стороны, сократил количество участников этих белорусско-российских манёвров и перенёс «Запад-2025» с полигонов в западных областях вглубь страны.
Однако эти шаги белорусов не были оценены в Варшаве. 12 сентября все автомобильные и железнодорожные переходы через белорусскую границу были закрыты. Польская сторона установила на своём КПП «Тересполь» колючую проволоку и металлические щиты, возле которых дежурили бойцы с автоматическим оружием, в бронежилетах и касках.
На информационном фронте продолжились обвинения Беларуси в «гибридной агрессии», подогретые историей с дронами, залетевшими в Польшу. При этом специалисты белорусской ПВО с самого начала делились с польскими коллегами информацией о БПЛА, перемещавшихся в сторону Польши. Но это не изменило обвинительный тон Варшавы.
Столь недружественный шаг ударил прежде всего по простым белорусам и полякам. В последние годы, несмотря на западные санкции, поток пересекающих границу людей с обеих сторон не прекращался. И несмотря на официальные призывы МИД Польши покинуть Беларусь, польские туристы охотно ездили в спокойную и мирную республику.
Приграничная торговля приносила безусловную выгоду жителям обоих государств. Кроме того, многие молодые белорусы в последнее время ездили в Польшу на работу. Закрытие границы ударило по интересам и польских, и белорусских компаний.
Польская сабля и китайский пояс
Главной мишенью блокировки стала перевозка китайских товаров в ЕС по «Новому Шёлковому пути». Именно через Беларусь проходит один из потоков экспорта из Поднебесной на Запад — 75% транзита грузов через республику составляют товары из КНР.

На польско-белорусской границе был остановлен «Китайско-европейский железнодорожный экспресс» — флагманский проект КНР и стран ЕС. С 2013 года он совершил более 110 000 рейсов, перевезя грузы на сумму свыше 450 миллиардов долларов. После закрытия границы Варшавой 130 китайских поездов застряли под Брестом.
В польском обществе возникли опасения, что на время блокады белорусской границы польские логистические компании уступят контракты перевозчикам из Литвы, которая границу не закрывала. Это дало основания считать нынешние меры скорее демонстративными и угрожающими.
Процесс «закручивания гаек» начался не вчера. Из шести автомобильных переходов Польшей были закрыты четыре — в основном в 2021–2023 годах. Сегодня работают только два МАПП: «Брест–Тересполь» и «Козловичи–Кукурыки». Также действовали грузовые железнодорожные пункты пропуска в Бресте, Гродно и Свислочи, но пассажирское сообщение по железной дороге было полностью прекращено.
Кроме того, польские таможенники стали искусственно затягивать пропуск, ссылаясь на «усиленный досмотр» и создавая многокилометровые очереди. Так, в ноябре 2024 года на КПП «Козловичи» скопилось до 2000 фур.
Ещё в июне 2024 года тогдашний президент Польши Анджей Дуда во время визита в Пекин заявлял, что не исключает полного закрытия границы. И во время последней блокировки звучали намёки, что движение может быть приостановлено на неопределённый срок.

Тем не менее в час ночи 25 сентября Польша вновь открыла границу. Легковые автомобили пошли в ЕС из Беларуси через МАПП «Тересполь – Брест», грузовые фуры повезли китайские, российские и казахстанские товары через «Кукурыки – Козловичи». Четыре остальных перехода остались закрытыми. Было также восстановлено грузовое железнодорожное сообщение по направлениям Гродно – Кузница-Белостоцкая, Свислочь – Семянувка и Брест – Тересполь.
На КПП «Тересполь» на выезд собралось около 100 легковых машин, в основном с белорусскими номерами, на въезд — около трёх тысяч. На переходе «Кукурыки» утром начали скапливаться грузовики, к вечеру их было около 400.
Белорусские пограничники и таможенники усилили смены и начали оформление транспорта и граждан за несколько часов до открытия пунктов.
Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что причины закрытия «отпали». Однако при росте напряжённости границу могут закрыть вновь. Таким образом, острая польская сабля по-прежнему занесена над китайским шёлковым поясом.
Запасные пути для китайско-европейского экспресса
Почему польское правительство то открывает, то закрывает границу, словно калитку? Ведь самостоятельной и суверенной Польшу вряд ли можно назвать…Главная причина блокады — борьба с экономическим ростом Китая. Не имея возможности конкурировать в рамках рыночных правил, некоторые западные круги уже давно используют любые методы против КНР. Есть мнение, что угроза «Новому Шёлковому пути» демонстрируется также для давления на Пекин в глобальной политике.
Однако на Западе нет единства по китайскому вопросу. Многие в ЕС зависят от экономического сотрудничества с Поднебесной. Польское же правительство, выполняющее заказ на давление на Беларусь и КНР, оказалось между молотом и наковальней.

Недовольство выразили и польские перевозчики, несущие убытки из-за внешнеполитических манёвров Дональда Туска. Сам премьер, объявляя об открытии границы, отметил интересы национальных перевозчиков, включая PKP Cargo — крупнейшего железнодорожного оператора в Польше и второго в ЕС.
Депутаты от оппозиционной «Конфедерации» и вице-спикер Сейма Кшиштоф Босак заявили, что решение о закрытии было принято без консультаций с транспортной отраслью. В итоге около 1500 польских грузовиков оказались заблокированы в Беларуси. По словам перевозчиков, каждый день простоя обходился им в 450 евро.
Босак возмутился: «Граница закрыта так, что у польских перевозчиков нет возможности вернуться домой… Мы требуем немедленного возвращения польских водителей и грузовиков. Польша не может закрыть границы для собственных граждан». Замдиректора департамента PKP Cargo Юлита Солтысяк заявила, что блокировка негативно скажется на «Новом Шёлковом пути».
Пекин отреагировал оперативно. Через несколько дней после закрытия границы в Варшаву прибыл министр иностранных дел КНР Ван И, встретившийся с Радославом Сикорским. Официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь выразил надежду, что польская сторона «примет конкретные меры для обеспечения бесперебойного движения поездов и стабильности цепочек поставок».

22 сентября в Минске президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с членом Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Ли Си. Лукашенко заявил: «Польша играет роль какого-то коня-скакуна в пользу других государств», охарактеризовав закрытие как недружественный шаг против КНР.
Белорусский политолог Алексей Беляев отметил: «Александр Лукашенко в закрытом режиме беседовал с гостем из Китая. Думаю, что он поделился тем, о чём идут разговоры с США и с посланцами Трампа, потому что Китаю это очень интересно».
По мнению экспертов, китайская сторона могла использовать эту информацию в переговорах с Варшавой. Давление на Польшу оказала и Еврокомиссия, так как блокада ударила по интересам европейского бизнеса.
В КНР же делают выводы: нужны альтернативные маршруты. Китайские перевозчики всё активнее рассматривают направления через Каспий, Турцию. В период блокады усилился интерес и к морским перевозкам, но они занимают 40–50 дней, тогда как железнодорожный маршрут через Брест — около 25.

Не случайно закрытие совпало с запуском первого в мире экспресс-маршрута контейнерных перевозок из Китая в Европу через Арктику. Однако «Китайско-европейский экспресс» остаётся более гибким и удобным для малых и средних партий грузов.
Похоже, нынешняя блокада — лишь первый раунд в игре против китайского проекта «Один пояс — один путь». В дальнейшем можно ожидать новых актов, причём с повышением ставок. Беларусь же снова оказалась центром противостояния Востока и Запада, а Польше уготована роль послушного инструмента в экономической войне против КНР. При этом убытки страны и простых поляков, похоже, никого не волнуют…


