Бесплатный сыр только в мышеловке, особенно в сфере гарантий безопасности
Согласно информации Minval, сообщает Icma.az Бесплатный сыр только в мышеловке, особенно в сфере гарантий безопасности.
Помните знаменитую фразу из кинофильма режиссера Леонида Гайдая «Двенадцать стульев»: «Утром деньги, вечером стулья»? Ну и оттуда же: «Торг здесь не уместен»? Сегодня эти крылатые фразы как никогда применительны к мировой геополитике. В частности, начиная с первых дней февраля почти все ведущие мировые агентства сообщили о планах нынешней вашингтонской администрации заключить с Украиной соглашение о поставках Киевом редкоземельных металлов (РЗМ) в обмен на продление американской помощи стране. Как выразился президент США Дональд Трамп, Белый дом должен получить гарантии поставок этих металлов, что он обосновал актуальностью «компенсации» Украиной Соединенным Штатам «около 300 млрд долларов» оказанной поддержки.
Тонкость тут, однако, в том, что внешне инициатором данного взгляда на вещи представляется официальный Киев, т. к. еще в октябре 2024 года этот пункт был озвучен в представленном президентом Украины Владимиром Зеленским «Плане победы», включавшим 5 пунктов и 3 секретных протокола. По горячим следам обнародованных положений документа многие информ-агентства поспешили заявить, что позиция Киева интереса у западных партнеров не вызвала.
Однако сегодня эти горе-эксперты не хотят признаваться в собственной политической близорукости, т. к. непосредственно пункт 4 из предложенного Зеленским как раз и фиксировал киевскую инициативу Евросоюзу и США о совместном инвестировании и использовании экономического потенциала Украины, прежде всего, в аспекте прибыли от разработки таких стратегических ресурсов, как залежи титана, урана, графита и лития.
Правда, как констатировалось в документе, исключительно в обмен на обязательства государств-членов НАТО обеспечить их охрану. Как произнес тогда Зеленский, «залежи критических ресурсов в Украине, вкупе с важной значимостью Украины в производстве энергии и продовольствия, являются одной из ключевых захватнических целей России в продолжающейся войне. А все это — возможность нашего роста».
Так что ничего спонтанного в моментальной положительной реакции Зеленского на озвученное несколько дней назад Трампом нет и в помине.
«Мы открыты к разработке полезных ископаемых с нашими партнерами, которые помогают нам защитить землю и толкают врага назад своим оружием, своим присутствием, санкционными пакетами. И это совершенно справедливо», — сказал глава Украины.
В контексте происходящего, довольно значимым проявляется и произнесенное Зеленским при представлении «Плана победы» в ракурсе возможности завершения военных действий «не позднее 2025 года — в случае совместных действий в соответствии с реализуемыми пунктами». Что под особым углом позволяет оценивать сказанное Трампом о «вероятности встречи с президентом Зеленским в ближайшую неделю» и явно сознательную утечку информации о начавшихся переговорах Белого дома с Кремлем .
Так что сегодня многоцветие РЗМ для военной области, медицинской сферы, технологий возобновляемой энергии и потребительской электроники (вспоминаем относительно недавнюю «войну полупроводников») заиграло новыми красками. Включая и наличие природного богатства такого рода в Гренландии, хотя далеко не только этот нюанс является основополагающим в усилении интересов к данному острову со стороны различных государств. К слову, в 2023 году в шведском отсеке Арктики были обнаружен крупнейшие в Европе залежи РЗМ.
Ну а в целом, первенствующим контекстом усилившегося геополитического движения в сторону РЗМ вновь проявляется укрепление мировой значимости Китая во многих сферах, включая и рассматриваемую. Так, ряд СМИ приводят высказывание политико-экономического архитектора современного Китая Дэна Сяопина, прозвучавшего в 1992 году, во время посещения Баотоу (Монголия): «Ближний Восток – обладатель нефти, а в Китае наличествуют запасы РЗМ» (newsecuritybeat.org). В 2019 году, когда американо-китайская торговая война набрала небывалые обороты, председатель КНР Си Цзиньпин совершил знаковое посещение завода по производству РЗМ в провинции Цзянси, что многими было воспринято как угроза Пекина Вашингтону всегда иметь в виду реальную зависимость США от Китая на этом поле (в плане поставок). Тем более что от использования минералов данного рода зависит бесперебойное функционирование компьютеров, смартфонов, электромобилей, да и ветрогенераторов. Отметим, что в 2020 году Китай «вывел из подземелья» почти 140 тыс. метрических тонн РЗМ, более чем на 100 тыс опередив американские цифры, а на 2024-й год Китай обеспечивал приблизительно 80% потребностей США в РЗМ.
В подтверждение факту, что практически все последние шаги вашингтонской администрации своим острием направлены на геополитическое опережение Китая, можно привести и отказ Панамы от продления соглашения с Пекином в рамках китайской инициативы «Один пояс — один путь». В ракурсе того, насколько безмолвно Китай воспримет столь однозначный геополитический «наезд», включая вынужденное, естественно, признание президента Панамы Хосе Рауля Мулино изучения страной вопроса о «возможности завершения проекта раньше срока», думается, комментарии излишни.
Завершая же рассмотрение отдельных «изысков» на площадке РЗМ, не будем исключать и аспект принятия в 2024 году Советом Европы акта «о критически важных сырьевых материалах», перечислившего 17 стратегических элементов (кобальт, медь и т. д.), представленных важнейшим подспорьем как для зелено-цифрового перехода, так и для оборонно-космической отрасли. Ну а буквально пару дней назад госсекретарь США Марко Рубио озвучил надежду США на сотрудничество с Доминиканской Республикой в области РЗМ.
Так что ждем продолжения.
![see](https://icma.az/template/assets/label.png)
![see](https://icma.az/template/assets/see.png)