Экономический рост замедлился в январе: виноваты инвестиции и сфера добычи
Согласно сайту Zerkalo.az, передает Icma.az.
Первый месяц текущего года оправдал ожидания замедления темпов роста экономики. Падение динамики ВВП эксперты объясняют снижением производства в нефтегазовой отрасли.
Официальная статистика проливает свет на снижение номинального ВВП в январе до 9,4 млрд манатов, что демонстрирует спад в экономике на 0,9 процентов по сравнению с показателем первого месяца минувшего года. Замедление экономики вызвано падением ВВП в нефтегазе – незначительно подросший ненефтегазовый сектор страны не смог компенсировать эту убыль. Как отмечается в данных Государственного комитета статистики, нефтегазовая отрасль демонстрирует 4-процентное снижение, тогда как рост в неуглеводородных отраслях не превысил процента. Кроме прочего, наблюдается двукратное сокращение финансовых потоков в обеих частях экономики – инвестиции в основной капитал составили за отчетное время лишь 787 млн манатов. При этом снижение капвложений в нефтегазовом секторе составило 40,5 процентов, в ненефтегазовом — 54,8 процентов.
Главной причиной экономического спада депутат и эксперт Вугар Байрамов называет снижение производства в нефтегазовой отрасли. Он отмечает, что в январе уменьшилась коммерческая добыча нефти – спад производства главного экспортного продукта страны фиксируется на уровне 6,6 процентов. Коммерческая добыча газа сократилась на 4,8 процентов. При этом совокупные объемы производства в нефтегазовом секторе обнаружили падение на 4,5 процентов. В. Байрамов уверен, что нынешний спад в экономике республики является временным явлением, и в перспективе следующих месяцев негативные тенденции получится преодолеть.
«Несмотря на январское снижение ВВП, рост национальной экономики восстановится, — свидетельствует он. – Кроме этого, снижение темпов экономического ускорения в нефтегазовой сфере является показателем того, что впредь экономический рост Азербайджана будет зависеть от ненефтегазовых отраслей. Несмотря на скромные показатели начала года, впредь несырьевой сектор будет диктовать темпы экономического ускорения и станет драйвером национального хозяйства в текущем финансовом цикле». На самом деле уровни января демонстрируют падение экономического роста в ненефтяном сегменте, что, по мнению парламентария, обусловлено сезонными обстоятельствами. Он также заверил, что прогнозируемые темпы экономического роста страны будут достигнуты под занавес года.
Несмотря на падение производства нефти и газа в январе, экономист Пярвиз Гейдаров уверен, что ситуация начала года не повод для беспокойства, поскольку речь идет о первом месяце наступившего финансового цикла.
«Тревожиться не о чем, поскольку ненефтегазовый сектор выступает сейчас движущей силой нашего экономического роста, и потому наблюдаемый спад ВВП временный, — поясняет он. –К тому же надо, наконец, уяснить, что добыча и цены на углеводороды больше не выйдут на прежний уровень. Абстрагируясь от этой проблемы, главное для нас – показатели внешнеторгового оборота: сколько получено валюты от экспорта и потрачено на импорт. В январе внешняя торговля превысила 5 млрд долларов, где на долю экспорта приходится чуть больше 3 млрд, а импорт уложился в 2 млрд долларов. Таким образом, получено положительное сальдо на 986 млн долларов, а это больше уровня января прошлого года».
По словам экономиста, положительное внешнеторговое сальдо республики в январе прошлого года составило порядка 702 млн долларов. Иначе говоря, несмотря на спад ВВП, внешняя торговля демонстрирует более позитивный фон, если сравнивать с прошлогодним. Однако в целом снижение торговли берет свое начало с позапрошлого года из-за проблем в нефтегазе и уменьшения экспорта ненефтегазовой продукции.
«Главная наша задача – сохранить позиции внешней торговли, акцентируя усилия на повышении экспорта из неуглеводородных отраслей — продолжил он. – При этом сложно не отметить, что рост внешней торговли в условиях снижения ВВП парадоксальная ситуация».
Нужно также учитывать, говорит П. Гейдаров, что в прошлом году экспорт ненефтегазовой продукции составил 3 млрд 356,5 млн долларов, увеличившись в фактических ценах по сравнению с позапрошлым на 0,3 процента и сократившись в реальном выражении на 13 процентов. Он считает, что уже с нынешнего года следует наращивать ненефтяной экспорт, поскольку доля продукции ненефтегазовых отраслей в общем объеме реализуемой продукции весьма незначительна. Азербайджан пока еще не производит какие-либо промышленные товары массового спроса, а в основании ненефтяного экспорта по-прежнему сельскохозяйственная продукция. Ее производство и вывоз на зарубежные рынки следует по возможности наращивать, считает он, диверсифицируя экспортные рынки.

