Евроинтеграция Армении и мирный процесс на Южном Кавказе: опасные тенденции Аналитика Сергея Богдана
Как стало известно Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az.
В среду в Армении был принят закон «о намерении вступить в Евросоюз». При этом Пашинян попытался создать иллюзию сбалансированной внешней политики: пообещал приехать на парад в Москву и распорядился, чтобы армянские госструктуры участвовали в мероприятиях с Россией. Но в целом ереванское руководство делает ставку лишь на ЕС, и прежде всего на французского президента Макрона, который вместе с британцами создает новый военный блок в пику американцам. Тем самым Пашинян втягивает свою страну и регион в воронку глобальной политической конфронтации.
Геворкян: «Зачем мы вообще принимаем этот закон?»
Второе, окончательное чтение законопроекта о вступлении в ЕС проходило в армянском парламенте примерно так же, как и первое. Добиться за прошедшие недели его более широкой поддержки не удалось. Трудно продать блестящую обертку без внятного содержания — ведь официальных приглашений от ЕС армяне не получали, хотя, наверное, Николу что-то обещали люди вроде Макрона или фон дер Ляйен. Депутат от фракции «Армения» Армен Геворкян саркастически отметил: «Позиция правительства заключается в том, что принятие этого закона означает, что мы не поднимаем вопрос о членстве в ЕС, но тогда зачем мы вообще принимаем этот закон?»

В общем неудивительно, что о референдуме по вопросу вступления в ЕС ереванские политики уже не говорят, а сам внесенный якобы «гражданской инициативой» проект был вновь одобрен лишь силами неполного (!) состава фракции правящего «Гражданского договора». Несмотря на все усилия, он вновь был поддержан тем же минимальным большинством, лишь 63 депутатами из 107, притом, что даже в пашиняновской фракции числится 71 депутат! Одна оппозиционная фракция («Честь имею») проголосовала против, а вторая («Армения») вообще отказалась голосовать. Как недавно объясняла член фракции «Армения» Анна Григорян, всерьез воспринимать затею с законопроектом невозможно, поскольку за семь лет правления партии «Гражданский договор»:
1. Армения очутилась в авиационном «черном списке» ЕС;
2. Зависимость Армении от рынка ЕАЭС стала абсолютной, тогда как Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС (CEPA) выполнено лишь на 40%;
3. Страна погрязла в коррупции, очередным примером которой стало исчезновение полутора миллиардов драмов ($3,831 млн) из госфонда ANIF;
4. Армяне увидали прискорбный пример двадцатилетней евроинтеграции соседней Грузии.
В связи с этим Григорян предложила лучше реализовывать существующие договоренности и делать более скромные шаги в сотрудничестве с ЕС, отказавшись от «нереалистичных тостов», которыми грешит партия «Гражданский договор».
Новый закон действительно недалек от «тоста» по своей тональности, провозглашая, что Армения, «стремясь к развитию демократических институтов, повышению благосостояния общества, укреплению безопасности страны, устойчивости и верховенства закона, объявляет о начале процесса вступления республики в Европейский союз». Звучит, если задуматься, пародийно.
Во-первых, одностороннее вступление в организацию уже выглядит абсурдно.
Во-вторых, в январе правительство Армении уже запускало процесс вступления в ЕС, т. е. это уже второй торжественный запуск, а сколько еще их будет!
В-третьих, из вышеприведенной формулировки следует, что и развивать институты, повышать благосостояние и вообще наводить порядок армяне будут ради «белых господ», хотя, наверное, стоило бы это делать само по себе, без привязки к иностранным благодетелям?

Мы уже писали, что столь же унизительные формулировки в обоснование закона его авторы использовали с самого начала, рассказывая, что со вступлением в ЕС армяне станут одним из цивилизованных народов и прочую расистскую чушь. Восточноевропейские националисты, разглагольствуя о «независимости», на деле всегда ищут себе новых хозяев, и армянский национализм — яркая тому иллюстрация. Пашинян — наследник первой Армянской Республики, единственной во всем регионе жаждавшей оказаться под полуколониальным мандатным (американским) управлением. Тогда лишь несогласие американцев связываться с далекой страной спасло Армению от превращения в подобие Филиппин или Пуэрто-Рико.
Ждать скандал на 9 мая?
Чтобы оценить новый шаг армянского руководства, недостаточно внутриармянского контекста, хотя очевидно, что пашиняновская команда спекулирует на мираже «евроинтеграции» внутри страны. Новый закон стоит рассматривать прежде всего в международном контексте. Как признался замглавы МИД Армении Паруйр Ованнисян: «Закон о членстве Армении в ЕС не предусматривает оперативную часть с конкретными действиями. Это скорее политический месседж».
Важнейшим нюансом в данном случае является то, что Ереван де-факто близок к тому, чтобы стать «клиентом» Парижа, с которым Пашинян согласовывает свои внешнеполитические шаги. Очередной громкий шаг на пути к евроинтеграции армянская сторона сделала за день до саммита в Париже, где «новая Антанта» в лице британского премьера Стармера и французского президента Макрона продолжила сколачивать коалицию для интервенции в Украине и даже расширения войны в Восточной Европе.
Кстати, явное согласование действий Пашиняна с Макроном позволяет высказать еще одну догадку о подоплеке недавних действий армянского премьера и выступить с прогнозом о возможных инцидентах в скором времени. Давайте вернемся к провокативному поведению Пашиняна на декабрьском саммите ЕАЭС, которое не стало скандалом лишь потому, что российская сторона спутила ситуацию на тормозах. Тогда сперва он выставил сам саммит из Армении, пришлось его проводить под Петербургом, но и туда Никол не явился под смехотворным предлогом, а затем, пользуясь правом онлайн-председателя, то заставлял остальных глав государств ожидать, то пытался лишить слова. Все это несмотря на то, что Пашинян зависим от Москвы и зарабатывает миллиарды на антироссийских санкциях и каналах их обхода. Выглядело странно, но через какое-то время мы увидели аналогичное вызывающее поведение украинского лидера в Вашингтоне, которое завершилось скандалом в прямом эфире. Зеленский, не колеблясь, сделал это в отношении Трампа, от которого также зависит само выживание украинского правительства.

Совпадение? Не думаем. Дело в том, что за спинами и Пашиняна, и Зеленского просматривалась тень Макрона, «железной Урсулы» и остального европейского либерального бомонда. Ведь через пару дней выяснилось, что украинский президент отправился в Вашингтон с твердыми гарантиями помощи от Макрона и других европейских союзников. Иными словами, имея на руках по меньшей мере карт-бланш на проявление жесткой линии в отношении Трампа. А возможно, и поручение устроить то, что мы увидели, — в интересах европейских либералов, пытающихся насолить Трампу и помочь реваншу дружественной Демпартии в США. Одним словом, после происшествия в Белом доме предшествовавший ему декабрьский бенефис Пашиняна на саммите ЕАЭС стал выглядеть еще более многозначительным. А не согласовал ли и Никол свою позицию с Макроном и европейскими союзниками перед феерическим шоу на мероприятии ЕАЭС?
Так вот, принимая во внимание эти моменты, можно предположить, что и согласие Пашиняна приехать в Москву на майский парад может быть сопряжено с аналогичной радикальной операцией. В интересах его стратегических союзников — Макрона и «новой Антанты».
Посудите сами, учитывая последние призывы французского и прочих европейских лидеров к расширению конфронтации с РФ, нет сомнений, что вслед за Украиной расходным материалом в спорах между мировыми державами может стать и Армения. Вариантов нет: Пашинян начал игру на сближение с ЕС, ориентируясь на посулы Макрона, но без внятных гарантий со стороны ЕС, да и даже самой Франции, которая отделалась подачками в поставках вооружений. Иными словами, за стол как равного армянскую сторону не посадили, а, как учил нас байденовский госсекретарь Блинкен, в современной империалистической политике если ты не за столом, ты — в меню.
Как Янукович или Зеленский?
Наверное, пытаясь лавировать в этой непростой ситуации, да и наблюдая за контактами между США и РФ, армянский премьер на прошлой неделе, 20 марта, поручил госструктурам Армении вновь «активно участвовать в совместных мероприятиях» с РФ. Правда, сделал он это странно — через утечку информации о таком распоряжении в прессу. В тот же день в Москве провели переговоры заместители министров иностранных дел России и Армении, а немногим ранее МИД Армении активизировался на незападных направлениях и заявил о заинтересованности в отношениях с РФ, Ираном и даже неподдающейся западному давлению Грузией!
Может, и вправду Пашинян пытается сыграть не «в Зеленского», а «в Януковича», совместив евразийскую и европейскую интеграции? Номинальный автор евроинтеграционной инициативы Артак Зейналян заверял, что расклады для этого идеальны — Евросоюз готов принять Армению, и речь идет о выходе последней на 450-миллионный рынок, а не о выходе из ЕАЭС.

Напомним, что в свое время украинский президент Янукович пытался сделать именно это, несмотря на грозные окрики с западной стороны, а когда он им не внял, то оказался свергнутым прозападной оппозицией после кровопролитного майдана даже за считанные дни до выборов! Возникновение нынешнего восточноевропейского очага мировой войны берет свое начало в тех событиях. Пашиняна также постоянно предупреждают со всех сторон о недопустимости «совмещения», но он, получается, продолжает, несмотря на жуткий прецедент?
Нет, не продолжает. Сделав неуклюжий реверанс в сторону Кремля, правящая партия Армении тут же бросилась демонстрировать, что на самом деле их единственная настоящая привязанность — это ЕС и Франция. А то ведь в нынешней острой международной ситуации западные партнеры долго церемониться не станут и накажут. В общем, сразу вслед за сливами в СМИ с громкими заявлениями 25 марта выступил спикер парламента Армении Ален Симонян. Он опроверг слухи, что премьер Пашинян вообще поручал активизировать взаимодействие с Россией, в частности исключив возможность возобновления работы трехсторонней комиссии по возобновлению транспортных коммуникаций с Азербайджаном. Вдобавок Симонян сказал, что о пересмотре позиции Еревана в отношении Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не может быть и речи. Пытаясь заставить российскую сторону отреагировать, он не сдерживал себя: «Это ОДКБ должна посмотреть, она существует или нет. И, если существует, заявить, где проходит эта граница, и что она должна делать, и чего не делала». Иными словами, Симонян вновь требует от ОДКБ признать вину за то, что она никогда не обещала делать — участвовать в войне с Азербайджаном за территории, захваченные армянскими националистами, и за все еще не определенную границу Армении! Т. е. из уст Симоняна звучит та же реваншистская риторика, но в либеральной аранжировке. Вдобавок за день до брифинга Симоняна МИД Армении фактически переиграл свои прежние заявления и заявил о намерении не просто продолжить сотрудничество с де-факто полувоенной разведывательной миссией ЕС, а «обсудить с ЕС новый мандат наблюдателей», причем «сотрудничество не обязательно должно ограничиваться пограничными вопросами».

Одним словом, где-то в начале двадцатых чисел марта армянскому руководству пообещали нечто из ЕС, и в Ереване решили ужесточить линию. Послушав европейских друзей, армянские лидеры отбросили свою мимолетную линию на заигрывание с Москвой и явно рассчитывают взамен на помощь ЕС и в ревизии своих более конкретных обещаний Азербайджану. А они были конкретны, к примеру, 13 марта Пашинян заявил, что «Армения согласилась с тем, что после вступления в силу мирного договора стороны не должны размещать силы третьих стран по периметру общей границы». 14 марта было объявлено о согласовании текста мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, один из пунктов которого включает обязательство сторон о неразмещении посторонних сил на границе! Это выглядело прорывным шагом в мирном процессе — ведь после согласования пятнадцати пунктов проекта договора стороны на протяжении нескольких месяцев не могли согласовать два последних, один из которых касался обязательства не размещать посторонние силы на границе.
И вот сразу после объявления о завершении согласования Кая Каллас, главная чиновница ЕС по дипломатическим вопросам, вмешалась и пообещала (или пригрозила?) «оказать дополнительную поддержку и экспертизу в случае, если стороны обратятся с таким запросом». ЕС готов помочь сторонам с этим соглашением — и неважно, что Баку и Ереван справились уже без них и прочих благодетелей и согласовали текст документа. Заморские дамы и господа все равно хотят «помочь» обустроить Кавказ, в котором они ничего не смыслят. Вот после этой «помощи», анонсированной Каллас, Ереван и принялся расшатывать результаты переговоров, вновь переигрывая пункт соглашения, который блокирует весь процесс. Это, впрочем, не должно нас удивлять — европейскую помощь «в урегулировании» можно увидеть на ярких примерах — от до сих пор разорванной Боснии до превращенной в руины Ливии.

Иными словами, под вывеской «евроинтеграции» имеют место самые различные политические интриги, в т. ч. и со стороны реваншистских кругов в Армении. Неудивительно, что Азербайджан настаивает на удалении из Конституции Армении всех остатков захватнической идеологии армянского национализма, чтобы хоть как-то обезопасить себя и весь регион от его возрождения. Вроде бы нынешние власти не против что-то с этим сделать, но искренне ли? Ведь, в отличие от включения Армении в ЕС, этот вопрос армянские лидеры хотят вынести на референдум. Причем армянский Минюст предупреждает, что проект будет готов только к лету следующего года — что позволяет пашиняновской команде выиграть время, надеясь, что сменившая геополитическая ситуация и продвигаемая Пашиняном и Макроном «евроинтеграция» позволят тогда если не торпедировать мирный процесс, то попробовать откатить многое в процессе демонтажа территориальных завоеваний армянских националистов. Иными словами, на словах соглашаясь, на деле они собираются утопить мирный процесс в демагогическом плебисците — ибо после десятилетий националистической пропаганды против изменения Конституции выступает не только оппозиция, но и, согласно февральскому опросу компанией Gallup International, 59,6% граждан Армении!
Преодолевать это наследие придется еще долго — как мы видим, даже сейчас реваншистские мотивы звучат от самых разных армянских политиков, включая якобы порвавших с прошлым вроде Симоняна. И прискорбно, что в своем противостоянии с Россией Евросоюз и европейские державы де-факто потакают этой двусмысленной позиции армянского истеблишмента. ЕС и Армения втягивают друг друга в свои конфликты, и лишь твердая позиция Азербайджана может помешать пагубным последствиям этой странной политики проявить себя в регионе.

