Грузия и формат 3+3 . Что решит Тбилиси? Экспертные мнения на
Icma.az сообщает, что по информации сайта Caliber.az.
Заключенные между Баку и Ереваном в Вашингтоне договоренности, а также другие успехи азербайджанской дипломатии, наглядными свидетельствами которых является участие президента Ильхама Алиева за последние несколько дней в таких авторитетных форумах, как саммиты Европейского политического сообщества, ОТГ, заседание совета глав государств СНГ в Душанбе, а также Саммит мира на Ближнем Востоке, позволяют говорить о том, что Баку выстроил свою систему геополитического баланса, где сосуществуют как принципы эффективного экономического развития, так и система тщательно продуманной региональной безопасности.
В целом, сегодня на Южном Кавказе наступает эра грандиозных перемен, где большую роль будут играть разблокирование коммуникаций и зоны транзитной торговли, сотрудничество с Европой и США.
Интерес к вовлеченности в эту новую реальность демонстрируют различные государства, в том числе и региональные, тем более что площадки для тесного взаимодействия внутри региона уже существуют. Например, формат «3+3», подразумевающий активное экономическое взаимодействие на Южном Кавказе, продолжение работы которого продвигают и Баку, и Ереван, и Турция, и Иран, и России.
А как к выстраиванию более обширных связей в контексте межрегионального сотрудничества относятся в Грузии – стране, от активности которой также зависит ряд региональных процессов?
На этот вопрос Caliber.Az отвечают грузинские политологи и эксперты.

Так, эксперт-международник Георгий Гогуа отметил, что общественное мнение в Грузии, особенно в последние два десятилетия, развивается в прозападном направлении. Европейская модель социально-экономического благополучия стала желанной реальностью для многих грузинских политиков и экспертов. Путь присоединения страны к западным институтам был частью довольно трудоемкой и энергичной политики.
«Новое поколение грузин не старше 30-35 лет, которые родились в независимой Грузии, очаровано европейскими идеалами. Действительно, что может быть лучше государства, уважающего и защищающего права и свободы своих граждан, чье политическое руководство (технократы) заботится об экономическом развитии страны.
События в Грузии последние 5-6 лет развивались драматично. Сегодня евроскептицизм и еврооптимизм фактически разделили население страны на две части. Старшее поколение, восхваляющее советский образ жизни, где социальное благополучие было важной целью политической системы, видит в Европейском Союзе серьезную угрозу культурного дисбаланса и утраты национальной идентичности. Новое поколение, сохраняющее оптимистичные взгляды на Запад, считает советскую систему злом и средством угнетения людей.
На самом деле, это противостояние консервативных и либеральных взглядов в Грузии преувеличено. Советская система не была настолько плоха, чтобы критиковать все ее достижения, а европейская ориентация не означает безоговорочного отказа от консервативных ценностей и утраты этнической идентичности. Важно способствовать диалогу между разобщенным обществом, найти точки соприкосновения и договориться о том пути, по которому должна идти Грузия», – заявил политолог.
Что касается вопроса сотрудничества, то, по его мнению, региональное партнерство и диалог между соседними государствами очень важны для обеспечения долгосрочного и устойчивого мира в регионе.
«Грузия, наряду с Азербайджаном, Арменией и Турцией, готова участвовать во всех важных проектах, которые принесут процветание и экономическое развитие Южному Кавказу. Что касается совместного присутствия Грузии в этом диалоге с Россией, то на данном этапе об этом не может быть и речи. Для того чтобы грузинская сторона полноценно участвовала в «3+3» должны быть достигнуты четкие договоренности между Тбилиси и Москвой по вопросу Южной Осетии и Абхазии, и тогда будет иметь смысл сотрудничать с российской стороной в различных форматах», – заключил Г.Гогуа.

В свою очередь, аналитик Аркадий Нозадзе полагает, что Грузия готовится к большому взаимодействию в рамках новой картины мира и сотрудничества на Южном Кавказе с Баку и Ереваном. И тут для Тбилиси открываются большие перспективы, невзирая на некоторую политическую турбулентность в стране.
«Определенная политическая нестабильность, больше вызванная наличием большого количества нерешенных социальных проблем, однозначно воздействует на активность Грузии в крупных региональных и межрегиональных проектах. К сожалению, грузинская оппозиция очень хитроумно играет с голосами самой бедной части населения, ее настроениями, призывая к протестам. Ввиду этого наблюдаются и признаки некой экономической стагнации, которая подкрепляется тем, что раньше ЕС активно спонсировал грузинские оппозиционные НПО, чаще всего политического формата, и эти финансы тоже влияли на развитие грузинской экономики. Однако эти времена ушли в прошлое, и я считаю это важным знаком для Грузии – пришла пора уже сейчас заняться разработкой дорожных карт по сотрудничеству со странами региона.
Баку и Ереван готовятся открыть коммуникации, в зоне Южного Кавказа еще более активно начнет проявлять себя Турция, особенно когда поток товаров устремится по Зангезурскому коридору. К тому же Тбилиси настроен на улучшение отношений с ЕС и США, и в этом ему может помочь Баку и его связи с Вашингтоном. Так что в ближайшее время Грузия включится в игру, и, на мой взгляд, важно, чтобы это «подключение» было всеобъемлющим, а не сегментарным. «3+3» – площадка, в принципе, универсальная для такой работы.
Думаю, Тбилиси будет искать некий консенсус с Россией по спорным вопросам, дабы устранить проблемы в области государственной дипломатии, межгосударственных отношений, чтобы участие в такого рода форматах перестало быть проблемой для Грузии», – резюмировал А.Нозадзе.


