Искусство воровать деньги и голоса: спрут коррупции сжирает Запад изнутри Аналитика Сергея Богдана
Как сообщает Icma.az со ссылкой на сайт Caliber.az.
На этой неделе президент США Трамп поставил точку в грандиозной афере, в которой переплелись педофилия и коррупция с участием влиятельных политиков и бизнесменов. Отступив от собственных обещаний, он отказался публиковать материалы так называемого «дела Эпштейна». Даже американскому лидеру приходится считаться с тем, что коррупция стала неотъемлемой частью политической жизни коллективного Запада. По эту сторону Атлантики дела обстоят ещё хуже. Недавно председатель Еврокомиссии просто проигнорировала обсуждение коррупционного дела в её отношении в Европарламенте. Западные либеральные режимы утратили способность к реформированию и борьбе с продажными политиками. Так уходит эпоха глобального доминирования либерального Запада.
Что может президент США?
Дональд Трамп обещал начать новую эпоху в истории США, поменяв методы управления. Кое-что ему удалось. Весной были закрыты сомнительные медиапроекты и прекращены дестабилизационные программы «ЮСЭЙД» по всему миру. Но к лету ситуация изменилась — Трамп прикрыл свои радикальные реформистские инициативы вроде Департамента повышения эффективности правительства и уволил Илона Маска. Одновременно он начал действовать всё более в духе своих предшественников. Например, во внешней политике вместо переориентации на противостояние с Китаем втянулся в конфликты на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.

Нечто подобное произошло и с внутренней политикой. В последние недели многие сторонники Трампа были озадачены решениями по так называемому делу Эпштейна.
Вкратце суть дела можно описать так: связанный с высшим американским истеблишментом финансист Джеффри Эпштейн на протяжении ряда лет организовывал для влиятельных политиков и бизнесменов развлечения педофильского характера в прослушиваемых и просматриваемых помещениях.
То есть, вдобавок ко всей этой мерзости, в деле замешана и банальная коррупция (очевидная по тому, как вся схема функционировала многие годы), и даже возможный сбор информации на лиц, причастных к важнейшим решениям в США, в интересах неких внешних игроков.
Эпштейн, оказавшись под следствием, якобы повесился.
Трамп и в ходе предвыборной кампании, и после прихода на пост обещал обнародовать список педофилов Эпштейна. По его словам, пострадали бы прежде всего его оппоненты из Демпартии.
Такая публикация нанесла бы сокрушительный удар по всему американскому истеблишменту. Можно себе представить, на какие меры могли бы пойти фигуранты списка, о которых можно с уверенностью сказать, что средства для ответного удара у них есть. Это, собственно, и есть тот самый «глубинный режим» (deep state) — тесно переплетённые сети коррумпированных политиков, бизнесменов и преступного мира, о которых говорил Трамп.

В общем, неудивительно, что в последние пару месяцев Трамп пытался отойти от темы «списка Эпштейна». Но его избиратели и важнейшие соратники ждали списка.
На этой неделе президент США подвёл черту под этими ожиданиями — заявив, что ничего нового по делу нет и хватит уже носиться с этими «мистификациями Эпштейна». Это вызвало возмущение даже в лагере республиканцев. Не скрывали своего разочарования действиями президента даже его ключевые союзники в парламенте, не говоря уже об Илане Маске, который ещё раньше разругался с Трампом в том числе и на этой почве.
Не меньше возмущения и среди граждан: как показывает исследование Economist/YouGov, 79% американцев требуют полного обнародования этих материалов.
Выяснилось, что риск столкнуться с гневом соратников и избирателей даже для американского лидера отступил на задний план перед опасностями, связанными со вскрытием дела, в котором переплелись коррупция, педофилия, шпионаж влиятельных американских политических и экономических кругов и их зарубежных партнёров.
Оказалось, что коррупция является слишком укоренившейся, и даже опасность того, что внешние силы смогут манипулировать материалами Эпштейна или коррумпированные и морально разложившиеся элиты просто развалят страну, не обеспечила принятия решительных мер.
Европарламент коррупцией не интересуется
Впрочем, в США этот скандал хотя бы обсуждается на серьёзном уровне. В Евросоюзе всё гораздо колоритнее. На прошлой неделе в Европарламенте был поставлен вопрос о доверии главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен в связи с миллиардным коррупционным скандалом, в котором она замешана. И там каждая деталь переливается всеми цветами порока и деградации.
Начнём с того, что, несмотря на коррупционное расследование, реальная угроза импичмента перед Урсулой не возникла, поскольку все крупные силы в Европарламенте её поддержали!

Помимо Европейской народной партии, с которой связана сама глава Еврокомиссии, за неё сразу же выступили праволибералы из «Обновляя Европу» и леволибералы «Прогрессивного альянса социалистов и демократов». А фракция «Консерваторов и реформистов», член которой выступил с инициативой импичмента, от этой инициативы отмежевалась. Шансов у импичмента не было. В результате из присутствовавших 553 парламентариев 360 выразили Урсуле своё доверие. За импичмент проголосовали лишь 175 человек. Европарламент показал, что такие коррупционные дела его не интересуют.
При этом, даже зная, что ей ничто не угрожает, подозреваемая не стала появляться на заседании по импичменту и объясняться. Вместо этого она демонстративно уехала из Брюсселя в Рим на очередную конференцию по Украине.
Излишне говорить, что эта новость и предшествовавший ей коррупционный скандал занимают минимальное место в евросоюзовских СМИ. Да и саму историю с закупкой во времена пандемии гигантской партии вакцин путём обмена СМС между фон дер Ляйен и главой компании «Пфайзер» раскрыла лишь американская «Нью-Йорк Таймс».
Именно американцы взяли интервью у гендиректора «Пфайзера» в 2021 году, в котором тот признал, что посредством СМС-переписки с фон дер Ляйен было установлено «глубокое доверие» и заключена гигантская сделка.
Верхушка ЕС подписала с «Пфайзером» контракт на закупку до 1,8 миллиарда доз вакцины от COVID-19. О степени прозрачности говорит такой факт: неизвестна даже сумма сделки, а разброс цифр — от 20 миллиардов до 71 миллиарда евро.
Урсула заказала неиспытанную на тот момент вакцину. Вдобавок купила количество, которое превышало все разумные представления, создав для глобального фармаконцерна возможность баснословного заработка на штамповке.
Уже к концу 2023 года государства ЕС выбросили не менее 215 миллионов доз этой вакцины на сумму не менее 4 миллиардов евро из-за истечения срока годности. В последующем эта сумма росла, но её размеры общественности знать незачем.
И дело не только в том, что вместо стандартной прозрачной процедуры закупки произошёл неформальный сговор и сомнительная покупка с точки зрения оптимальности выбора и количества. Дело ещё и в связях другого рода. Её муж всю жизнь отработал в фармацевтике и клинических испытаниях, причём последние годы — в американской фирме. Потому у Урсулы семейные интересы в фармацевтической отрасли. Но об этом ни слова в мейнстримной политике.

Сейчас вотум недоверия пытались вынести в связи с сокрытием переписки фон дер Ляйен с гендиректором «Пфайзера» по сделке о вакцинах. Причём дело давно вышло за пределы чистых предположений. Ранее даже суд ЕС вынес мягкий, но показательный вердикт, отметив, что исполнительная власть ЕС «не смогла правдоподобно объяснить» отказ от обнародования переписки, а решение исполнительной власти ЕС опубликовать лишь отредактированные контракты является нарушением. Впрочем, никаких последствий для брюссельской верхушки это не имело.
Этот вердикт позволил «замазать» предыдущие скандальные эпизоды. Ведь после расследования американских журналистов фон дер Ляйен принялась врать, заявляя, что переписки не было. Затем признала, что переписывалась, но о другом.
Через пару лет бельгийский суд всё же начал разбирательство по инициативе бельгийских граждан, а также правительств Венгрии и Польши. Но и этот суд быстро угомонили, заставив в прошлом году признать «неприемлемость» уголовного дела в отношении Урсулы фон дер Ляйен.
Чтобы замять дело, им занялась Европейская прокуратура, открывшая собственное расследование, но и это оказалось бутафорией — вскоре там объявили, что вопрос не входит в их компетенцию!
Президентская свадьба и миллионы респираторов
Коррупция уже не вызывает особой политической турбулентности и на уровне отдельных стран Евросоюза, даже в «старой Европе». В прошлом месяце в Германии успешно погасили коррупционный скандал, связанный с Йенсом Шпаном, бывшим министром здравоохранения и нынешним главой парламентской фракции правящих христианских демократов.

Он был уличён в растратах во время пандемии, связанных с медицинскими масками. Теми самыми, которые тогда требовали носить даже на улице вопреки всем законам физики и элементарной логики — оказалось, что такое широкомасштабное использование действительно пошло на пользу.
Правда, не общественности, а конкретным лицам, которые их закупали. Шпану, например, который этим и занимался, принимая сомнительные, как сейчас выясняется, решения и лоббируя интересы компаний, с которыми имел связи. Половина масок (закупленных в 2020 году на сумму 5,9 миллиардов евро) оказалась на мусоросжигательных заводах из-за брака или истёкшего срока годности.
Объём закупок респираторов FFP2 оказался в 22 раза больше реальных потребностей, а хирургических масок — в 20 раз. Вдобавок Шпан произвольно повысил цену на закупаемые маски с рыночных 2,60–2,90 до 4,50 евро за штуку, и многие сотни миллионов евро ушли в неизвестном направлении.
Вдобавок многие маски не были доставлены в срок из-за логистических проблем, а когда позднее германское правительство попыталось аннулировать контракты на уже ненужные маски, оно столкнулось с более чем сотней исков от поставщиков.
Германское правительство может заплатить по ним до 3,5 миллиардов евро.
Специальный следователь Минздрава по результатам расследования пришёл к выводу, что речь не идёт просто о неудачных решениях. Но даже после ухода Шпана с поста главы Минздрава его два преемника пытались скрыть аферу. Лишь недавно парламенту ФРГ удалось получить порезанную версию расследования. А затем немецким журналистам повезло отыскать часть полного отчёта спецследователя.
Оказалось, что из официальной версии удалили части о контрактах с компаниями, которые связаны со Шпаном. Но самое интересное — Шпан вообще начал подписывать выгодные контракты, даже не имея полномочий.
Шпану всё это сошло с рук, как сошёл с рук и предыдущий такой скандал — когда он в 2021 году воевал с журналистами, обнаружившими, что тот живёт не по средствам, занимая пост министра здравоохранения.
Колорита истории добавляет то, что Шпан, как и Урсула, — партийный выдвиженец. Вне политики он работал лишь примерно год и получил высшее образование лишь заочно, уже делая политическую карьеру.

Вместо опыта и знаний в его случае рассказывают о так называемом каминг-ауте и публичной демонстрации гомосексуальной ориентации с 2012 года.
Военная истерия ради сохранения власти
Чтобы понять, насколько коррупция распространилась на Западе, достаточно такого сравнения. Предшественник Урсулы на посту главы Еврокомиссии Жак Сантер в 1999 году ушёл в отставку после публикации доклада о коррупции в его окружении, даже не дожидаясь импичмента.
Это было недавно, и простые граждане на Западе помнят и видят, что ситуация катится в пропасть. Благодаря нынешней политической модели либеральные элиты могут позволить себе игнорировать народное возмущение. Выборы в одних странах зависят от денег, в других — подвержены манипуляциям.
Возмущение неорганизованных миллионов может копиться годами, не приводя к переменам. А организоваться серьёзной оппозиции не дают. Попытки это сделать объявляются крайне правым популизмом и происками Кремля.
Впрочем, и этих средств уже не хватает, а потому либеральные элиты «коллективного Запада» всё более обосновывают свою легитимность указанием на «чрезвычайную ситуацию», некую опасность, которая якобы вынуждает их действовать в обход прежних норм. В ход идут все виды реальных или мнимых угроз — от России и Китая до мигрантов. Результатом является нагнетание военной истерии, ведь таким образом можно давить оппозицию под предлогом её связи с предполагаемым противником и раздавать военные контракты, по сравнению с которыми аферы мирного времени покажутся сущими пустяками.

Урсула фон дер Ляйен, кстати, уже взяла на себя лидерскую роль в организации военных закупок стран ЕС по модели закупки вакцин — централизованным образом.
Глобальная гегемония нынешнего либерального коллективного Запада уходит так же, как уходили все огромные империи. Романтические картины взятия варварами утончённого Рима — выдуманы. В реальности в конце была грязь, упадок и никчёмность.
Сейчас мы видим, как начинается такое падение. Люди безо всякой компетенции, но со связями оказываются у власти не вследствие демократического выбора, а кулуарных сговоров.
Результатом становится деградация. Толерантность Запада к коррупции свидетельствует о его закате столь же отчётливо, как и цифры экономического роста Китая.


