Когда прошлое преследует
Как сообщает Icma.az, ссылаясь на сайт Бакинский рабочий.
Правда, которую не хотят слышать в Париже
Министр заморских территорий Франции Мануэль Вальс выступил с грозным обвинением в адрес Бакинской инициативной группы (БИГ), заявив, что Париж не признает БИГ, которая-де осуществляет действия с территории Азербайджана, направленные против «стратегических интересов Франции за рубежом».
Поводом для грозного монолога послужило письмо БИГ с предложением «по беспристрастному посредничеству между французским правительством и канаками с целью вдохнуть новую жизнь в дискуссии и внести в них свой вклад». Судя по всему, в этом письме французский министр Вальс увидел не оливковую ветвь.
А кинжал, занесенный над «стратегическими интересами Франции за рубежом».
Речь идет об интересах, которые берут свое начало в колониальном прошлом, которое не желает быть похороненным. Новая Каледония, словно последняя жемчужина в короне империи, напоминает Франции, что ее «заморские» территории давно стали островами несправедливости.
Франция, кричащая на всех международных форумах о правах человека, равенстве и свободе, с почти невротической регулярностью возвращается к инстинктам имперской вертикали. Париж не способен признать голос, прозвучавший не из Брюсселя, Вашингтона или Женевы, а из Баку - города, ставшего в последние годы эпицентром новых дипломатических событий.
Бакинская инициативная группа в своем письме не предлагает ничего сверхъестественного. Лишь нейтральную платформу, пространство, где могут встретиться две стороны - представители официального Парижа и движения Канаки, борющегося за суверенитет, который им обещали, но так и не дали. Франция же, забывшая, что посредничество не является посягательством, а предложением для диалога, увидела в этом попытку «дестабилизации».
Однако кто кого дестабилизирует? Если следовать логике Вальса, то каждый, кто предлагает переговоры вне традиционных западных форматов, автоматически становится угрозой. Эта риторика выглядит как отголосок доктрины Франсуа Миттерана, согласно которой колонии могут быть переименованы, но не могут быть потеряны. Франция в Новой Каледонии сегодня - не союзник, не защитник, не партнер, а тот, кто навязывает, подавляет, изолирует. Она проводит референдумы, но не признает их результатов. Говорит о демократии, но душит ее на корню, если ростки поднимаются вне ее контроля.
Но именно Азербайджан, часто подвергаемый предвзятой критике в западных СМИ, предложил диалог. Без каких-либо амбиций и геополитических манипуляций. Без всякого диктата. Просто дискуссию о будущем народа, живущего в тысячах километров от Парижа. И в этом предложении французская власть увидела посягательство на «стратегические интересы».
Официальный Париж своим поступком доказал, что истинная угроза ее интересам является простая истина. В попытке окрасить Баку в цветах агрессора, французское руководство не замечает самого очевидного: их проблема не Азербайджан, а собственное прошлое, которое возвращается, как приливная волна. Ведь голос народа Канаки - тот самый крик справедливости, затоптанный полицейскими сапогами и юридической эквилибристикой.
Азербайджан, имеющий собственный опыт борьбы за территориальную целостность, глубоко понимает разницу между вмешательством и моральной ответственностью. Сегодня Азербайджан - страна, предоставившая платформу для COP29, флагман «зеленой» дипломатии, авторитетный голос Глобального Юга. Его предложение посредничества - проявление ответственности зрелого государства, которое понимает: международная стабильность начинается с признания прав и свобод народов.
Макрон и его правительство должны понимать, что маски сброшены и на сцене отчетливо виден старый добрый неоколониализм. Поэтому реакция Парижа - не страх перед вмешательством, а страх перед разоблачением. Франция, с ее претензиями на цивилизаторскую миссию, боится, что в Новой Каледонии разглядят старую формулу: «Нас цивилизовали, пока мы не подчинились». Бакинская инициатива стала зеркалом, в котором Париж увидел свое отражение - не республику света, а республику диктата, бюрократии и невыполненных обещаний. Вместо благодарности за готовность содействовать диалогу, та, в Париже, озвучивают угрозы и обвинения в адрес Страны огней. Но это вовсе не дипломатическая победа Франции, а моральное поражение. Потому что в XXI веке не оружие и диктат делают державу великой, а умение слышать и признавать других.
Абсурдные обвинения, выдвинутые против Азербайджана Мануэлем Вальсом, который пропагандирует колониальную политику Франции и утверждает, что эта страна существует «в 3 океанах и на 5 континентах», являются не чем иным, как очередным проявлением неспособности Франции смириться с потерей своих позиций на «заморских территориях». Именно это пугает постояльцев Елисейского дворца.
Что касается обращения Бакинской инициативной группы, то это не угроза, а призыв к открытому диалогу. БИГ решительно отвергает необоснованные и предвзятые обвинения, выдвинутые Мануэлем Вальсом во время его визита в Новую Каледонию. Исполнительный директор БИГ Аббас Аббасов расценил его заявления как «очередную неудачную попытку скрыть колониальную политику Франции и продолжающиеся репрессии против канакского народа». Он сообщил, что в настоящее время БИГ работает над отчетами, где будут отражены факты тяжких преступлений, включая этнические чистки и зверства, совершенные Францией на территории колоний.


