Оборонный треугольник Южного Кавказа Анкара, Баку и Тбилиси укрепляют военное сотрудничество
Согласно материалам сайта Caliber.az, передает Icma.az.
9 октября 2025 года в Анкаре состоялась 12-я трёхсторонняя встреча министров обороны Азербайджана Закира Гасанова, Грузии Ираклия Чиковани и Турции Яшара Гюлера. Министры обсудили военно-политическую обстановку в регионе, развитие военного сотрудничества в трёхстороннем формате, обеспечение безопасности региональных проектов, а также новые перспективы взаимодействия в военной, военно-технической, военно-образовательной и военно-медицинской сферах.
На встрече было особо отмечено, что трёхстороннее сотрудничество в области обороны играет важную роль в обеспечении мира, стабильности и безопасности в регионе, а также устойчивого развития и благосостояния народов.

Нынешняя трёхсторонняя встреча министров обороны в Анкаре по своему значению явно вышла за пределы протокольного мероприятия. Ей предшествовало интенсивное взаимодействие оборонных ведомств Азербайджана и Грузии. Так, 8 октября 2025 года Министерство обороны Азербайджана сообщило о визите в Баку грузинской делегации, в ходе которого стороны обменялись опытом в сфере применения беспилотных летательных аппаратов. В тот же день Министерство обороны Грузии проинформировало о визите азербайджанской делегации в Тбилиси, в ходе которого стороны договорились о дальнейшем углублении сотрудничества в сфере кибербезопасности.
Очевидно, что Азербайджан и Грузия активно взаимодействуют в областях, наиболее актуальных для современных военных действий и «войн будущего». На поле боя начинают доминировать дроны, а, по прогнозам военных экспертов, использование искусственного интеллекта уже в самое ближайшее время изменит сам характер войны.
Военные действия стремительно перемещаются в киберпространство, в связи с чем возрастает значение обеспечения безопасности информационных систем.

Ситуация на российско-украинском фронте уже показала, что танки, другая бронетехника, пилотируемая авиация и военные корабли стремительно теряют своё значение и превращаются в груды дорогостоящего металлолома. Между тем именно на это «оружие прошлых войн» и соответствующие стратегии его использования делали ставку военные ещё недавно — в том числе и во многих странах НАТО.
Усугубление глобальной нестабильности и стремительные изменения формата военных конфликтов ставят перед Грузией новые вызовы. Ей необходимо совершенствовать как оборонный потенциал, так и стратегию. Стране требуются новейшие вооружения — как современные дроны, так и эффективные средства борьбы с ними. Ведь даже в рамках подготовки к вступлению в НАТО и перехода на альянсовские стандарты Грузия долгое время уделяла внимание дорогостоящей военной технике «прошлой эпохи», эффективность которой резко снизилась на фоне тотального применения беспилотников.
Нельзя забывать, в каком стратегически важном и одновременно уязвимом регионе находится Грузия. Это важная страна Среднего коридора и единственная на Южном Кавказе, имеющая выход к Мировому океану. Руководство страны не могут не тревожить участившиеся в Европе случаи появления «неизвестных дронов» в воздушном пространстве и над стратегическими объектами, зачастую носящие провокационный характер. Опасность диверсий с применением новейших технологий, направленных на выведение из строя транзитной инфраструктуры Южного Кавказа, нельзя недооценивать.
Одновременно у Грузии появились вопросы к ряду партнёров в военной сфере, которые ещё недавно воспринимались как «союзники».

Речь идёт о почти прямом вмешательстве некоторых стран ЕС и НАТО во внутренние дела Грузии, о поддержке ими попыток неконституционной смены власти посредством организации «революций» и «майданов». Цель такого вмешательства не скрывалась — втянуть Грузию в войну против России с открытием «второго фронта».
Стало очевидным, что эти западные страны помогали Грузии в военной сфере прежде всего с расчётом использовать её как «горючее» для «большой войны» с Россией, не думая о будущем грузинского народа. Причём грузинским политикам с циничной откровенностью говорили, что их задача — повоевать 3–4 дня, а затем «партизанить в лесах». Несогласие нынешней грузинской власти с тем, чтобы обречь страну на гибель в чужих геополитических интересах, неизбежно скажется и на оборонной сфере.
Польша, Германия и страны Балтии, взявшие курс на вероятный будущий конфликт с Россией, активно вооружаются. Однако на военной помощи Грузии, не согласной с ролью «расходного материала» в такой войне, их «европейские партнёры» неизбежно начнут экономить. В результате многие оборонные программы Грузии в сотрудничестве со странами ЕС уже «тормозятся» или могут быть приостановлены в ближайшем будущем.

Неясно, как будет развиваться дальнейшее сотрудничество Грузии и Польши в сфере производства БПЛА. Это направление активно продвигалось при бывшем министре обороны Грузии Джуаншере Бурчуладзе, который сегодня находится под стражей по обвинению в коррупции. При его содействии было создано совместное предприятие DELTA-WB, выпускавшее дроны для грузинской армии, которые начали поступать на вооружение в конце 2023 года. DELTA-WB — это результат партнёрства польской оборонной группы WB Electronics SA и грузинской компании Delta International LLC, работающей на мощностях бывшего 31-го авиационного завода в Тбилиси.
Однако в последнее время отношения между Польшей и Грузией ухудшились. Власти Польши открыто поддерживают грузинскую прозападную оппозицию и её попытки организовать «революцию». В отношении граждан Грузии Польша уже ввела ограничения, касающиеся доступа на свой рынок труда, требуя оформления разрешений на работу. Вполне вероятно дальнейшее обострение отношений между Тбилиси и Варшавой.
Кроме того, остаются вопросы о том, насколько произведённые DELTA-WB «польско-грузинские» дроны образца 2023 года соответствуют быстро меняющимся условиям современного театра военных действий и насколько они поддаются модернизации. На российско-украинском фронте некоторые модели БПЛА устаревают буквально за несколько месяцев — противоборствующая сторона быстро находит «противоядие».
Польша также поставляет военную помощь Украине, однако отзывов об исключительной эффективности польских дронов на украинском фронте пока не было. Исключение составляют лишь разведывательные беспилотники FlyEye, которые польская WB Electronics недавно начала производить на территории Украины.

Украинские разработки БПЛА всё чаще оказываются эффективнее европейских аналогов благодаря тому, что их модернизация ведётся в соответствии с реальными условиями войны. Неизвестно, будет ли Польша, которая открыто демонстрирует недружественное отношение к нынешнему руководству Тбилиси, продолжать помогать Грузии в разработке и производстве новых дронов или модернизации существующих. В итоге польским БПЛА в арсенале грузинской армии нужна альтернатива.
Стран, способных самостоятельно разрабатывать, испытывать и совершенствовать БПЛА, в мире немного. Турция и Азербайджан входят в их число. Эффективность турецких дронов неоднократно подтверждалась на практике. В частности, аппараты Bayraktar TB2, производимые компанией Baykar, по мнению военных экспертов, сыграли важную роль во время 44-дневной войны в Карабахе в 2020 году. Кроме того, сотрудничество с Турцией — членом НАТО — полностью вписывается в оборонную доктрину Грузии.
В то же время перспективы взаимодействия Грузии с Францией, также входящей в НАТО, вызывают всё больше вопросов. И дело не только в том, что Париж уже определился со своими «любимцами» на Южном Кавказе, поддерживая грузинскую радикальную оппозицию. Франция имеет опасную «традицию» военного вмешательства и использования своего «иностранного легиона» во внутренних делах других стран.

Об этом могла бы многое рассказать и «бывшая» гражданка Франции, экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили. Во время её работы в посольстве Франции в Чаде именно при французском военном вмешательстве произошла вооружённая смена власти. Правда, Чад — бывшая французская колония, а Грузия таковой никогда не была. Но кто даст гарантию, что и здесь французские политики не решат прибегнуть к испытанным в Африке методам прямого вмешательства?
Париж и его союзники по ЕС пока терпят поражение в попытках организовать в Грузии «майдан» или «революцию», но явно не собираются «оставлять в покое» страну с таким важным географическим положением. В этих условиях Грузии необходимы военные союзники, заинтересованные в сохранении политической стабильности и мира в регионе.
Поэтому сближение Грузии с Турцией и Азербайджаном в оборонной сфере выглядит естественным шагом и служит укреплению мира и безопасности на Южном Кавказе.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az


