Память не меркнет
По материалам сайта Бакинский рабочий, передает Icma.az.
20 ноября 1991 года был сбит вертолет с национальной элитой на борту
Прошло 34 года лет со дня, когда армянскими вооруженными формированиями в небе над селом Гаракенд Ходжавендского района умышленно был сбит вертолет «Ми-8» с миротворческой миссией, после чего карабахский конфликт растянулся на десятилетия.
История трагедий с воздушными судами знает немало случаев гибели сотен человек, однако этот теракт памятен тем, что среди 22 погибших людей, помимо членов экипажа, были российские и казахстанские генералы (Михаил Лукашов и Санлал Сериков), а также видные политики и журналисты Азербайджана, летевшие в Ханкенди для субстантивных переговоров, чтобы во что бы ни стало завершить конфликт, унесший к тому времени жизни нескольких тысяч ни в чем не повинных людей.
В сбитом вертолете находились: госсекретарь академик Тофик Исмайылов, генпрокурор АР Исмет Гайыбов, глава МВД Мухаммед Асадов, вице-премьер Зульфи Гаджиев, завотделом Администрации Президента Осман Мирзоев, известный тележурналист Алы Мустафаев и другие ответственные лица, которым по плечу было решение проблемы в виду особых полномочий.
Во всей этой темной истории был существенный нюанс - к злополучному моменту Гаракендской трагедии так называемые глобальные СМИ вовсю раскручивали образ «бородатых исламистов, устроивших геноцид армян в Сумгайыте», а потому и про этот случай на постсоветском пространстве и в международном сообществе целенаправленно распространялась ложная информация. Сначала московскими СМИ (тогда советская власть была жива, хоть и находилась на грани развала) выдвигалась версия о том, что вертолет из-за тумана врезался в скалу, но уже через несколько дней подтвердился факт, что он был сбит тепловой ракетой.
Судя по исчезновению вещественных доказательств и обширной площади разброса обломков сгоревшей винтокрылой машины теракт, скорее всего, совершили не «деревенские» сепаратисты из бывшей НКАО, а информированные и специально обученные подобным диверсиям ливанские и другие ближневосточные армяне из АСАЛА и других террористических структур.
Совершив варварский поступок с ведома официального Иревана, заказчики и исполнители окончательно расписались под государственной приверженностью террористической идеологии. Да, СССР, хоть и дышал на ладан, но пока жил, однако Армянская ССР с февраля 1988 года никоим образом не признавала советскую власть, сидя при этом на доходах из всесоюзного бюджета.
К дню теракта шел четвертый год открытых территориальных претензий к нашей стране со стороны Армении, парламент которой приняв «миацум» в качестве национальной стратегии, раскачивал систему региональной безопасности и с каждым днем усиливал не имеющие перспектив сепаратистские настроения в Карабахском регионе. Всем были очевидны глупые потуги, тем не менее при поддержке центральной власти официальному Иревану и его заступникам удавалось завуалировать свой обман и лицемерие, придумывая разного рода сказки о «многострадальном тысячелетнем народе» и «великой Армении - от моря до моря».
Похоже, 20 ноября 1991 года именно для реализации своих грязных замыслов ненавистный враг, не колеблясь, ликвидировал «мозговой центр» только что объявленной Азербайджанской Республики с помощью его физического уничтожения.
Была у трагедии и предыстория: за три дня до крушения вертолета в Баку из Кремля позвонил личный помощник Михаила Горбачева и попросил руководство провести очередное заседание Совета безопасности в Ханкенди - административном центре бывшей НКАО. Было запланировано участие в этой встрече руководства Армении и представителей Москвы. После этого телефонного звонка был составлен список лиц, которые должны были приехать на встречу в Баку. В то время официальная Москва особенно настаивала на включении в список весьма влиятельных лиц из Азербайджана, включая госсекретаря Тофика Исмаилова и генерального прокурора Исмета Гаибова.
День спустя, 19 ноября 1991 года в 19.05 список был готов, и его продолжал возглавлять второй секретарь ЦК КП Азербайджана Виктор Поляничко, однако поздно ночью спешно список был обновлен, ставленник центра из него исключен, а вместо него были вписаны имена депутатов: Вагифа Джафарова и Вели Мамедова. Известно еще кое-что: 20 ноября 1991 года в час дня на взлетной полосе в Агдаме заправлялось два вертолета МИ-8 - тот, что потерпел крушение, под №69 должен был быть основным, а второй - под №72 - сопровождающим. Но вылетело только одно воздушное судно, связь с которым исчезла буквально через час с радаров, контролирующих взлетно-посадочные полосы Агдамского и Ходжалинского аэропортов.
В связи с фактом в тот же день военная прокуратура республики возбудила уголовное дело, при этом проведение следствия ввиду чрезвычайных обстоятельств и государственной важности было поручено Генпрокуратуре. Кроме того, военная прокуратура российского гарнизона в Ханкенди возбудила уголовное дело в отношении И.Лазуткина, мать которого (кстати, местная армянка) изъяла самописец - «черный ящик» - вертолета, являющийся основным доказательством для подтверждения преступления. Сомнения усилились после того, как следствие отпустило подозреваемого, тут же придумав повод - мол, прибор якобы вышел из строя из-за «взрыва» и расплавился... Таким образом, очередной коварный план, подготовленный армянами, был погребен во мраке неизвестности в черном ящике вертолета...
Некоторое время назад, вспоминая те события в интервью ведущему канала «Новости Кавказа» Гела Васадзе, бывший помощник общенационального лидера Гейдара Алиева Эльдар Намазов рассказал, что он «одной ногой» был в том вертолете, но его дезинформировали и не взяли с собой - такова воля судьбы. Есть и другие счастливчики, которые активно пытались попасть в список переговорщиков, но их по тем или ирным причинам отговорили старшие по званию.
К великому для истории сожалению, до сих пор неизвестно, почему столько высокопоставленных чиновников в роковой день при странном стечении обстоятельств оказалось в одном вертолете и откуда у армянских боевиков была информация о времени вылета и маршруте вертолета, тогда как ею располагали в Карабахе только представители командования советских войск.
Прошло уже 34 года, но до сих пор не разгаданы многие тайны Гаракендской трагедии. В настоящее время «авторы» трагедии Гаракенда, как и многих других трагедий, геноцида в Ходжалы и массовых убийств, выпавших на долю нашего народа, гуляют на свободе, некоторые из них даже занимали в прежних правительствах Армении высокие должности.
Исходя из опыта точечной антитеррористической операции 19-20 сентября 2023 года, благодаря которой главари сепаратистов и бандиты, намеревавшиеся пить чай в Баку, дают показания в столичном Военном суде, можно с огромной долей вероятности предположить, что все (!!) тайное становится явным. Если вспомнить Нюрнбергский процесс, часть обвиняемых нацистов сумела бежать в страны Латинской Америки, сменив имена, фамилии и даже профессии. Тем не менее, бумеранг правосудия настиг всех, а потому и мы верим, что все без исключения заказчики и исполнители обязательно окажутся на скамье подсудимых. Этот исторический день вскоре наступит, если даже «черный ящик» трижды расплавлен.
Следствие по делу трагедии 20 ноября 1991 года было приостановлено ввиду того, что территория, на которой был совершен террористический акт, находилась под оккупацией, но на то и сидят на скамье подсудимых целых три бывших «президента нкр» и прочие активные творцы беспредела, чтобы провести ниточку ко всем темным делам армянского террористического движения, воздвигнутого в ранг государственной политики.
Явер МИРЗАЕВ
Просмотров:74
Эта новость заархивирована с источника 20 Ноября 2025 21:16 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
Контакты
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















