Саудовская Аравия: будущий технологический гигант постнефтяной эры Аналитика Шерешевского
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Caliber.az.
Саудовское королевство занимает второе место в мире после США по добыче нефти, производя около 10 миллионов баррелей в день. Его ВВП (номинал) составляет около $1,1 трлн долларов США. При этом экспорт нефти обеспечивает 90% экспортных доходов страны, 75% бюджетных поступлений и 45% ВВП. Однако мир постепенно переходит на альтернативные источники энергии, и правительство не может не задумываться о постнефтяном будущем.
Перед саудовским руководством стоят две ключевые задачи.
Во-первых, необходимо модернизировать систему политических и оборонных альянсов, чтобы обеспечить безопасность инвестиций в экономику страны, что является непростой задачей для столь нестабильного региона, как Ближний Восток.
Во-вторых, государство должно направить значительные усилия и ресурсы на модернизацию экономики, создав условия для развития новых отраслей.
Диверсификация внешней политики
На глобальном уровне страна стремится диверсифицировать внешние связи, в том числе уменьшить зависимость от США. Саудовская Аравия — абсолютная монархия, возглавляемая принцем Мухаммедом ибн Салманом Аль Саудом (МБС), фактическим правителем государства. Королевство традиционно опирается на торговлю с США, американскую военную защиту и поставки оружия.
Пакт между нефтяными суннитскими монархиями залива и США, заключённый в конце 1970-х годов, долгое время считался эффективным. Его действенность особенно проявилась в 1991 году, когда США уничтожили иракскую армию, оккупировавшую Кувейт.
Однако в современном мире американская защита стала значительно менее надёжной. Когда в 2019 году Иран обстрелял саудовские предприятия по переработке нефти, Америка не выступила в защиту Эр-Рияда. На фоне изоляционизма администрации Трампа саудиты всерьёз обеспокоились своим будущим. Поэтому Эр-Рияд стремится проводить более сбалансированную внешнюю политику.
Страна укрепляет связи с Китаем, который стал её главным торговым партнёром с оборотом в 100 миллиардов долларов. Кроме того, Пекин выступил посредником на переговорах о нормализации саудовско-иранских отношений. После консультаций в Китае стороны подписали соглашение о восстановлении дипломатических отношений.
Казалось, важным этапом в расширении внешних связей могла стать нормализация отношений с Израилем при посредничестве США. Договор о взаимном признании в рамках «Соглашений Авраама» предусматривал сотрудничество саудовских инвесторов с израильскими технологическими и оборонными компаниями, а также строительство крупного транспортного коридора между странами. Проект должен был интегрировать их экономики и создать новый торговый маршрут между Индо-Тихоокеанским регионом и Европейским союзом.
Израиль рассматривался также как потенциальный партнёр в вопросах противостояния Ирану — главному геополитическому сопернику Саудовской Аравии. По данным издания The Washington Post, королевство и другие арабские монархии Персидского залива уже проводили совместные военные учения с Израилем под эгидой США.
Однако на фоне боевых действий в Газе и израильской бомбардировки Катара саудовцы отложили планы сотрудничества с Тель-Авивом. Более того, атака на Катар — союзника США и партнёра королевства по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — заставила Эр-Рияд пересмотреть отношение к Израилю, политика которого вызывает растущую тревогу.
Саудовская Аравия претендует на роль флагмана арабского и суннитского мира, поэтому публичная поддержка Израиля в условиях палестино-арабского конфликта для неё невозможна. Кроме того, бомбардировка Катара породила подозрения в Эр-Рияде, что Израиль, пользуясь покровительством США, намерен перекраивать регион силовыми методами.
Саудиты выразили поддержку Катару, с которым ранее имели серьёзные разногласия. Сегодня происходит сплочение стран ССАГПЗ, рассматривающих возможность совместных действий на фоне растущих внешних угроз. Их объединяет простое понимание: богатство, основанное на нефти и газе, при отсутствии мощных армий делает эти государства уязвимыми для внешней агрессии — как это произошло с Кувейтом в 1990 году.
Страны залива обновили свои договорённости в сфере безопасности, повторив положения статьи 5 НАТО, согласно которой нападение на одного члена организации рассматривается как нападение на всех. Сейчас связи между странами ССАГПЗ укрепляются, обсуждается создание общей оборонной структуры, хотя низкий уровень взаимного доверия пока препятствует её реализации.
На фоне растущей нестабильности на Ближнем Востоке, обмена ударами между Израилем и Ираном, а также изоляционизма США, ранее бывших ключевым защитником нефтяных монархий региона, Саудовская Аравия укрепляет военное сотрудничество с Пакистаном — ядерной державой.
17 сентября 2025 года стороны подписали Стратегическое соглашение о взаимной обороне. Полный текст договора не опубликован, однако, по заявлению Эр-Рияда, документ содержит пункт о том, что любая агрессия против одной из сторон будет рассматриваться как агрессия против обеих.
Деньги любят тишину. МБС стремится обеспечить безопасность своей страны, ведь только в условиях стабильности в неё смогут войти инвесторы с миллиардами долларов и передовыми технологиями. Международные инвестиции движимы двумя факторами — уровнем прибыли и степенью риска.
Экономические планы
Центральным элементом проекта модернизации «Видение 2030» является строительство города будущего — Неом. Этот проект профинансирован Государственным инвестиционным фондом на сумму 500 миллиардов долларов. Обычно, говоря о Неоме, упоминают футуристическую архитектуру и уникальную планировку, но суть проекта гораздо глубже.
Наследный принц Мохаммед ибн Салман видит Неом как город, функционирующий независимо от «существующей государственной системы», с собственным налоговым и трудовым законодательством, а также «автономной судебной системой». Это означает, что Саудовская Аравия идёт по пути ОАЭ, создавших для иностранных инвесторов комфортные налоговые и правовые условия. Формирование благоприятной деловой среды — первейшее условие привлечения капитала.
Тем временем государственная инвестиционная компания Alat планирует вложить 100 миллиардов долларов к 2030 году, что полностью соответствует планам наследного принца по снижению зависимости экономики от нефти. Компания заявила о намерении развивать направления искусственного интеллекта, обрабатывающей промышленности и «зелёной» энергетики. Один из ключевых проектов предполагает создание полностью автоматизированного промышленного и инженерного центра в Эр-Рияде для производства роботов.
Китайская компания Dahua Technology, один из мировых лидеров в сфере видеонаблюдения, уже объявила о создании совместного предприятия с Alat.
Особое внимание уделяется развитию гигантских дата-центров. Сторонники проекта считают, что это позволит вывести королевство в число мировых лидеров в области IT-инфраструктуры. Сообщается, что новая государственная компания Humain намерена обеспечить до 6% мировых ИИ-нагрузок в ближайшие годы. К сотрудничеству уже проявляют интерес ведущие технологические корпорации мира.
Саудовские и китайские компании также планируют построить в Эр-Рияде крупнейший алюминиевый промышленный кластер. «Создав интегрированную базу по переработке алюминия, мы не только укрепляем производственные мощности королевства, но и усиливаем роль Саудовской Аравии как глобального центра устойчивого промышленного развития», — заявил директор по минералам и металлам Национального центра промышленного развития Махмуд Аль-Асмари.
К 2023 году количество заводов, созданных в рамках совместных проектов с китайскими и американскими компаниями, выросло на 50% по сравнению с 2016 годом, когда стартовала программа «Видение 2030». Если тенденция сохранится, то к 2035 году в Саудовской Аравии будет действовать около 32 000 таких предприятий. Королевство демонстрирует готовность сотрудничать с геополитическими конкурентами — США и Китаем — на прагматичной основе.
Кроме того, Саудовская Аравия намерена развивать ядерную программу. В 2026 году планируется начало строительства АЭС большой мощности. Изначально надежды возлагались на США, однако теперь тендерные задания направлены Китаю, Южной Корее, Франции и России.
В целом руководство королевства ставит перед собой амбициозную цель — превратить страну в современную научную и промышленную державу. Для этого предпринимаются масштабные политические и экономические меры.
Но смогут ли эти планы реализоваться в столь нестабильном регионе, как Ближний Восток? Ответ на этот вопрос даст лишь время.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:28
Эта новость заархивирована с источника 30 Октября 2025 12:14 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















