Сектор Газа: мир пока держится, но каждый день это испытание Три экспертных мнения на
Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az, информирует.
На сегодняшний день перемирие в секторе Газа остается достаточно хрупким – стороны обмениваются взаимными обвинениями.
Так, Израиль обвинил ХАМАС в нарушении условий возвращения тел погибших заложников и в нападении, в результате которого погиб израильский солдат, – в итоге ЦАХАЛ нанес серию мощных ударов. В свою очередь, ХАМАС обвиняет израильскую сторону в нарушении соглашения о прекращении огня в секторе.
Таким образом, сейчас внимание мировой общественности сфокусировано на том, будут ли, несмотря ни на что, реализованы достигнутые договоренности, а мир – установлен? На этот вопрос Caliber.Az отвечают израильские политологи и казахстанский эксперт-востоковед.
Так, тюрколог, востоковед, PhD кафедры медиакоммуникаций и истории Казахстана Международного университета информационных технологий Айгерим Жампетова отметила, что ситуация в Газе остается крайне сложной и нестабильной, а перемирие представляется непрочным, поскольку ультраправые силы в Израиле имеют большую силу и поддержку, даже несмотря на протесты в стране.
«В Израиле действует обязательный военный призыв, и сейчас ортодоксальная религиозная часть населения выходит на акции против призыва. Если раньше проходили протесты за освобождение заложников, то сегодня, когда Израиль фактически достиг своей цели, многие не хотят идти дальше на компромисс и отказываться от боевых действий. Ультраправые настаивают на том, что Палестина должна быть частью еврейского государства, и это серьезно влияет на внутриполитическую ситуацию», — сказала она.
Эксперт также подчеркнула, что внешняя поддержка Израиля со стороны США и Европы остается ключевым фактором: «Пока Америка не перестанет на деле поддерживать израильскую сторону, ситуация не изменится. Израиль — сильная страна, но не настолько, чтобы противостоять всему региону. Этот процесс поддерживается США и европейскими государствами, хотя некоторые из них и признали Палестину».
Она также полагает, что нынешняя политика Израиля связана не только с безопасностью, но и с внутриполитическими расчетами: «Кроме того, все это — способ удержания власти для самого Нетаньяху. Насколько я помню, выборы в Израиле должны пройти в 2026 году, поэтому очевидно, что он будет пытаться переизбраться».
Она подчеркнула, что для стабилизации обстановки необходимо вернуться хотя бы к прежнему уровню безопасности, и выразила обеспокоенность гуманитарными последствиями конфликта.
«Сегодня важно вернуться к ситуации, которая была до октября 2023 года. Тогда, несмотря на частые столкновения, люди могли более-менее жить. Сейчас это невозможно. Не говоря уже о вопросе, кто будет управлять Палестиной и будет ли вообще два государства. Особенно страшно, что гибнут дети и женщины.
Если бы США действительно хотели остановить войну, то могли бы это сделать. Однако кроме соглашений никаких реальных шагов нет. Общественное мнение тоже имеет большое значение. Я не видела свежих опросов в Израиле, но думаю, что большая часть населения поддерживает действия против Палестины, и Нетаньяху этим манипулирует. При этом международное давление остается одним из немногих эффективных инструментов, так как мировое сообщество также играет свою роль — чем больше протестов, реальных бойкотов и отказов от израильской продукции, тем лучше. Это тоже форма давления на Израиль», — заключила Айгерим Жампетова.
В свою очередь, израильский журналист и публицист, глава комиссии по международным связям Союза журналистов Израиля Ростислав Гольцман считает, что нынешняя ситуация вокруг сделки — это именно тот вариант, который Израиль предлагал еще два года назад, и которого можно было достичь без военных действий.
«Речь идет о тех самых трех пунктах, на которых Израиль настаивал с самого начала: первый — полное и безоговорочное возвращение всех заложников, живых и мертвых; второй — ХАМАС должен сложить оружие и третий — отказаться от власти и покинуть сектор Газа. Эти требования не менялись с первых дней конфликта, просто долгое время никто не хотел их выполнять», — сказал он.
По его словам, перелом произошел, когда Дональд Трамп взял этот план за основу и творчески его развил.
«Теперь это не три, а двадцать пунктов, включающих масштабную реконструкцию сектора Газа и превращение его за два года в новую «Ривьеру» с элементами технологического парка. После этого международное давление переместилось не на Израиль, а на ХАМАС — даже со стороны его традиционных спонсоров, таких как Катар», — подчеркнул Гольцман.
Он отметил, что позиция Израиля остается жесткой: без выполнения первого пункта — возвращения всех заложников — остальные 20 обсуждаться не будут.
«Это означает, что война продолжится, потому что ХАМАС сознательно саботирует договоренности, нарушает режим прекращения огня и продолжает атаковать израильские позиции. Израиль дал понять: если выбора не останется, боевые действия возобновятся», — подчеркнул эксперт.
По его мнению, переломным моментом в позиции Катара стала израильский удар по штабу ХАМАС в Дохе: «Даже катарский премьер недавно признал, что это изменило правила игры. Израиль показал: найдет террористов где угодно, и ракеты прилетят туда, куда нужно. Поэтому сейчас Катар и Египет активно давят на ХАМАС, требуя сложить оружие и отказаться от власти».
Гольцман добавил, что в планах обсуждается создание правительства технократов под руководством Тони Блэра, которое займется восстановлением сектора Газа.
«Это не то, что хотел ХАМАС, но соответствует замыслу Трампа создать техническое правительство, а не еще одну структуру для распила международной помощи», — пояснил он.
По словам эксперта, несмотря на сохраняющийся скепсис, в ситуации есть поводы для осторожного оптимизма.
«Без выполнения первых трех пунктов — возвращения всех заложников, полного разоружения ХАМАС и его ухода из власти — дальнейшие шаги невозможны. Однако позитивные сигналы есть: недавно Израиль посетили советники Трампа Кушнер и Витков, вице-президент Вэнс и госсекретарь. После визита Кушнер заявил, что Саудовская Аравия, вероятно, присоединится к Авраамовым соглашениям уже до конца года. Риторика Эр-Рияда изменилась — теперь говорят не «если», а «когда». Кроме того, в самом секторе Газа усиливаются антихамасовские кланы. Все это говорит о том, что процесс пошел, и у Израиля есть основания смотреть в будущее с осторожным, но все же реальным оптимизмом», — заявил Гольцман.
В то же время почетный посол Всемирного еврейского агентства «Сохнут», бывший военный корреспондент и автор проекта «Профессионал национальной безопасности» Роман Гуревич считает, что первый этап сделки по прекращению войны и возвращению заложников стал возможен благодаря решительным действиям президента США — именно американская инициатива позволила достичь реальных результатов, однако ХАМАС по-прежнему затягивает выполнение ключевых обязательств.
«На первом этапе все живые заложники, которые оставались в Газе, были отпущены, — сказал Гуревич. — Это стало осуществимо только благодаря решительности Дональда Трампа. Однако ХАМАС, который по соглашению обязался в течение 72 часов вернуть тела всех погибших, так этого и не сделал, в секторе до сих пор остаются тела израильтян, убитых боевиками. Правда, накануне нам передали еще тела, но в целом ХАМАС продолжает тянуть время. Иногда они выдают тела случайных людей или устраивают откровенные инсценировки. Был случай, когда они закопали часть тела израильтянина, а потом при представителях Красного Креста торжественно «нашли» его. Все это зафиксировано израильским беспилотником. То есть, речь идет не о поисках, а о циничных играх, которые они ведут, используя останки как инструмент давления».
По его словам, израильская сторона делает все, чтобы вернуть тела погибших, и строго следует процедурам: «Когда тела привозят в Израиль, их доставляют в Институт судебной медицины, где специалисты проводят опознание. Только после этого родственников уведомляют, и информация становится публичной. Израиль старается вернуть каждого, даже если речь идет об останках. Это — вопрос долга и чести».
Почетный посол также отметил, что после отхода израильских войск в секторе начались новые расправы: «Когда армия Израиля отошла на линию контроля, ХАМАС начал проводить расстрелы, казни — и все это происходит для того, чтобы вернуть власть. Но для них это непросто: в Газе есть вооруженные палестинские формирования, которые уже выступают против них. И хотя они не сильнее, но наносят урон, мешая ХАМАС восстановить полное влияние».
Р.Гуревич акцентировал внимание на том, что ХАМАС с первого дня перемирия пытается его нарушить: «Буквально в первый день трое палестинцев пошли к позициям израильской армии, не остановились на предупреждения и были уничтожены. Были и обстрелы из района Рафиаха, которые закончились ответными ударами. ХАМАС явно проверяет, насколько далеко можно зайти, не получив ответа».
Он отметил, что от решения американской стороны во многом зависит то, продолжит ли Израиль операцию: «Сейчас инициатива Трампа находится в центре внимания, и американские представители постоянно находятся в Израиле, у нас их даже в шутку называют «бебиситтерами», потому что они следят за тем, чтобы премьер-министр Нетаньяху не сорвал перемирие. Однако после нападения палестинцев в районе Рафиаха Израилю было дано добро нанести мощный ответный удар, и большое число боевиков было ликвидировано».
Подчеркнув, что ситуация в Газе остается крайне хрупкой, Гуревич заявил, что сейчас предпринимается то, что нужно было делать изначально – создается альтернатива власти ХАМАС: «Это может быть технократическое правительство, коалиция палестинских кланов или международные силы, которые будут следить за соблюдением перемирия. Без этого любая договоренность не имеет смысла».
По его словам, обсуждается участие международных миротворцев.
«Уже создан штаб недалеко от сектора Газа, и американцы принимают активное участие в этом процессе. Если подключатся и другие страны, это укрепит контроль за выполнением условий сделки», – сказал он.
Роман Гуревич подчеркнул, что главная цель Израиля остается неизменной.
«Основная задача израильской стороны — сделать так, чтобы при любом урегулировании ХАМАС не был у власти. Израиль не позволит, чтобы террористическая структура осталась хоть в какой-то форме. При этом сохраняется право на точечные ликвидации тех, кто попытается сорвать перемирие. Это — единственный способ удержать ситуацию под контролем. Израильская сторона давит, чтобы вернуть тела погибших — ХАМАС сопротивляется и провоцирует — Израиль отвечает. Американцы, в свою очередь, внимательно следят за тем, чтобы всё это не переросло в новый виток войны. Мир пока держится, но каждый день — испытание», — резюмировал Роман Гуревич.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:21
Эта новость заархивирована с источника 01 Ноября 2025 14:34 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















