Транскаспийский газопровод: как энергетический проект может изменить геополитическую карту Евразии
Согласно сайту Media az, передает Icma.az.
Строительство Транскаспийского газопровода идеально вписывается во внешнеполитическую повестку США, в том числе и в «Маршрут Трампа» (TRIPP, Зангезурский коридор), соединяющего Европу через Южный Кавказ с Центральной Азией.
Как передает Report, такое мнение выразил старший научный сотрудник Института Хадсона Люк Коффи в статье для Arab News.
По его словам, исторические параллели прослеживаются с 1990-х годов, когда президент США Клинтон поддержал строительство трубопроводов в регионе, включая Баку - Тбилиси - Джейхан. Эти проекты не только открыли доступ к энергетическим ресурсам Каспийского региона для мировых рынков, но и способствовали укреплению политической и экономической стабильности через углубление связей с Западом. Нынешний глава Белого дома Дональд Трамп мог бы пойти по аналогичному стратегическому пути, помогая Европе сократить зависимость от российского энергоснабжения, открывая новые рынки для американских энергетических компаний, отрезанных от Москвы санкциями, и укрепляя связи с региональными партнерами, стремящимися к интеграции с Западом.
Отмечается, что Транскаспийский трубопровод вызывает споры, поскольку он позволит международным потребителям обходить российские и иранские энергетические рынки и транзитные коридоры, подрывая стратегические позиции обеих стран. На протяжении многих лет Москва и Тегеран прибегали к дипломатическому и политическому давлению, чтобы заблокировать проект, ссылаясь на экологические опасения или пытаясь использовать неопределенный правовой статус Каспийского моря для затягивания процесса. Однако, как отмечают наблюдатели, их настоящая обеспокоенность всегда заключалась в возможной утрате доли рынка и политического влияния.

Тем не менее, указывает автор, нынешняя геополитическая обстановка способствует реализации проекта. Россия, ранее активно выступавшая против строительства трубопровода, сосредоточена на военных действиях в Украине. Иран же сталкивается с внутренними волнениями и усиливающейся международной изоляцией.
С 1990-х годов еще не было более благоприятной возможности воплотить мечту о Транскаспийском трубопроводе. Если он будет построен, это станет переломным моментом для всего региона: обеспечит энергетическую безопасность Европы, принесет новые доходы Туркменистану и укрепит геополитическую стабильность на евразийском пространстве.
По мнению аналитика, визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Туркменистан после успешного визита в Вашингтон не является случайным совпадением. Напротив, он был направлен на продвижение инициативы строительства Транскаспийского трубопровода. С другой стороны, Ашхабад в условиях новых реалий может выиграть от диверсификации экспорта энергоносителей, а Европа предлагает новый и крайне важный рынок. Возможность подключения к глобальным энергетическим потокам ознаменовала бы собой стратегический сдвиг.


