В Ереване нет четкого понимания, как безболезненно уйти на Запад Аскерханов и Тасиц на
Видимо, в Ереване все же поняли, что Москва крайне недовольная политикой Пашиняна, а потому глава МИД Армении Арарат Мирзоян спешно примчался в российскую столицу сглаживать острые углы. По крайней мере такое ощущение возникает после совместной пресс-конференции глав МИД России и Армении, в ходе которой Арарат Мирзоян постарался больше говорить о важности партнерских отношений с Россией. Что касается непосредственно камней преткновения, коих их в отношениях между Москвой и Ереваном много, то самых крупных, пожалуй, два: это Хартия о стратегическом партнерстве США и Армении, а также подписанный премьер-министром Пашиняном законопроект о начале процесса вступления страны в Евросоюз. Тут Мирзоян тоже старался не нагнетать. В частности, он не дал конкретного ответа на вопрос, как Армения будет совмещать членство в ЕАЭС и ЕС. «Все аналитики и другие специалисты говорят, что там есть противоречия. Не мне судить. Если вопрос встанет, нужно будет изучить ситуацию», — добавил он.
Настроена ли Армения на поиск компромиссов с Россией или мы снова наблюдали этап игры, которая необходима Пашиняну, чтобы облегчить процесс сидения на двух стульях?
С этим вопросом корреспондент Caliber.Az обратился к зарубежным политологам.
Как полагает российско-азербайджанский макроэкономист, специалист теории управления Кямиль Аскерханов, этот вопрос следует рассматривать в контексте текущих мировых событий, где наблюдается завершение эпохи глобализации и формирование крупных макрорегионов, а также происходит перераспределение ресурсов. Этот процесс сопровождается сменой управленческих элит, что символизировал приход коллективного «Трампа» к власти в метрополии уходящей глобализации.
«Действия нынешних властей Армении можно рассматривать как попытку хеджировать риски. Ереван, осознавая туманное будущее ЕС, стремится укрепить свои позиции за счёт восстановления отношений с Москвой. К этому же ряду действий можно отнести и подписанную хартию с предыдущей администрацией США.
Сегодня давать долгосрочные прогнозы по игрокам крайне сложно, так как многие из них представляют уходящие элиты, связанные с либеральным западным миром, который сейчас рушится. Сюда можно отнести и все элиты либерального проекта, в том числе Еревана. Их хаотичные тактические шаги не следует переоценивать. Как гласит «закон Барбары Такман»: «Факт описания увеличивает масштаб любого прискорбного явления в 5–10 раз». Важно понимать общие тенденции, которые указывают на направление движения мира», — считает К. Аскерханов.
А по мнению российского эксперта по Южному Кавказу Константина Тасица, в целом министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян не сказал ничего нового.
«Ранее Пашинян также произносил на эту тему достаточно абстрактные фразы, например, что Армения готова к сближению с ЕС в той степени, в которой к этому готова сама Европа. В принципе, вступление в ЕС требует не только желания Армении, но и согласия всех европейских стран. Кроме того, это сложный длительный процесс внедрения европейских норм и гармонизации законодательства», — заметил политолог.
По его словам, глава МИД России Лавров также обмолвился о том, что в отношениях между Ереваном и Москвой есть определенные сложности и противоречия. И для их решения важно вести диалог и находить взаимоприемлемые компромиссы. По мнению эксперта, также весьма сложно прогнозировать дальнейшее развитие таких отношений.
«Ясно, что Ереван намерен продолжать политику постепенного дрейфа в сторону США и Евросоюза. Однако, как мы видим, у руководства Армении нет четкого понимания, как это будет происходить без ущерба для республики. С Россией и ЕАЭС их связывают выгодные экономические связи, которые обеспечивают высокие темпы роста ВВП. А США и ЕС не предлагают этому никакой конкретной и равноценной замены, и это прекрасно понимают в Ереване», — резюмировал К. Тасиц.