Амбиции Мерца и новая архитектура безопасности ЕС Обзор Теймура Атаева
Согласно материалам сайта Caliber.az, передает Icma.az.
Канцлер Германии Фридрих Мерц вновь в центре внимания. Что, в общем-то, неудивительно. Как мы уже отмечали, сегодня он отчётливо позиционирует себя не просто как лидера Евросоюза, а как фигуру, претендующую на руководство всей Европой. Причём делает это через аккуратное противопоставление ЕС Соединённым Штатам. Не в лоб, конечно, но достаточно ощутимо и, если можно так выразиться, весьма звучно. Это, в частности, проявилось и в его недавнем интервью программе «Today» на BBC.
Да, Мерц признал справедливость прежней критики со стороны США в адрес Европы за недостаточное финансирование собственной обороны и безопасности, добавив, что весь трансатлантический альянс сейчас находится «на одной волне».
Как выразился канцлер: «Они просят нас делать больше, и мы делаем больше», пояснив, что «мы недостаточно сильны, наша армия недостаточно сильна, поэтому и тратим много денег». При этом он подчеркнул, что для Европы существует «серьёзная угроза со стороны России нашему миру, свободе и европейскому политическому устройству».

На этой ноте, отвечая на вопрос о последствиях известного выступления вице-президента США Джей Ди Вэнса на февральской конференции по безопасности в Мюнхене, Мерц без обиняков заявил, что правительство Германии вынуждено было сделать из него определённые выводы.
Напомним, что по горячим следам той речи Вэнса Мерц, тогда ещё кандидат в канцлеры ФРГ от блока ХДС/ХСС, отверг его утверждения о якобы ограничении в Европе демократии и свободы слова.
Позже, после личной беседы с Вэнсом, Мерц выразил недовольство тем, что США, с одной стороны, не дают чёткого сигнала по вопросу гарантий безопасности, а с другой — позволяют себе сомнения в отношении европейских демократических институтов и даже вмешательство в выборные процессы.
Резюмируя свою позицию, канцлер подчеркнул: европейские страны должны делать больше для обеспечения собственной безопасности, и настал момент, когда Европа просыпается и начинает брать на себя ответственность за решение ключевых вопросов.
А уже в мае, напомнив о мюнхенской речи Вэнса, Мерц, будучи уже в должности канцлера, громогласно заявил о готовности Европы, в случае необходимости, «вести борьбу за свои основополагающие ценности – свободу и демократию». По его словам, это и есть самый сильный и достойный ответ вице-президенту США, в рамках которого Германия не останется в стороне от укрепления европейской безопасности.
Мы сознательно сделали небольшой экскурс в недавние события, чтобы наглядно продемонстрировать позицию Мерца по американскому вектору, который, как видно, всегда окрашен в оттенок неприязни к заявлениям Вэнса, прозвучавшим в Мюнхене.
Скорее всего, канцлер Германии надолго запомнит сказанное американским вице-президентом.
Этот вектор чётко прослеживается и в упомянутом интервью BBC — особенно в момент, когда Мерцу напомнили о его заявлении сразу после победы на выборах, согласно которому администрация Трампа «в значительной степени безразлична к судьбе Европы». Канцлер подтвердил, что его мнение не изменилось, и добавил: в отличие от прежних американских администраций, Трамп «никогда не был столь ясен и целеустремлён».

При этом Мерц отметил, что поддерживает обязательные еженедельные телефонные переговоры с Трампом для координации действий по Украине и торговым пошлинам.
Интересно, что, акцентируя неприемлемость и губительность обещанных Трампом высоких тарифов для экспортной отрасли Германии, Мерц всё же отметил, что президент США, «видя и понимая проблемы, готов к соглашению».
Однако даже эта относительно мягкая формулировка лишь подчеркнула главную мысль канцлера: Вашингтон отдаляется от Европы в пользу Азии, и в этих условиях необходимо стремиться «к большей независимости от американской обороны». В унисон с этим он выделил совместные действия Великобритании, Германии и Франции по формированию своего рода геополитического треугольника, нацеленного не только на безопасность и внешнюю политику, но и на экономический рост.

Прежде всего, речь, конечно же, идёт о подписанном 17 июля соглашении о безопасности между Великобританией и Германией. Как подчеркнул Мерц, зафиксированное в этом документе двустороннее обязательство о взаимной защите в случае вооружённого нападения — это не только элемент натовского партнёрства, но и продолжение альянса времён, когда Британия ещё входила в ЕС.

Аналитики сразу же провели параллель между этим англо-германским соглашением и подписанным в 2019 году Ахенским договором между Германией и Францией, в котором также содержится пункт об обязательной взаимной помощи в случае войны или вооружённой агрессии.
Таким образом, складывающаяся на европейском политическом поле конфигурация ясно демонстрирует, что Германия уверенно продвигается к статусу ведущего игрока на континенте. И хотя сам Мерц публично говорит о геополитическом треугольнике Берлин – Лондон – Париж, на деле именно Германию он всё отчётливее, и уже вполне открыто, позиционирует в качестве ключевой силы в этой европейской конструкции.
Вопрос лишь в том, насколько эта новая ось действительно готова решать глобальные задачи, обходясь без поддержки и влияния США?
P.S. На этом фоне поступила новость из Москвы о том, что российское правительство решило прекратить действие соглашения о военно-техническом сотрудничестве между РФ и Германией.
Довольно интересный сюжет, не правда ли?


