Антиазербайджанская кампания как зеркало российской политики Аналитика Сергея Богдана
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, отмечает.
Внутрироссийская проблема обернулась международным скандалом. Вместо расследования катастрофической работы собственных силовых ведомств российские власти позволили подверстать ситуацию с погибшими в результате действий екатеринбургской полиции над азербайджанцами под реализуемую российскими шовинистами кампанию по разжиганию межнациональной розни. И пока на российской стороне не заметно понимания аморальности происходящего и фатальности последствий для самой России.
Сомнительные заявления
В прошлую пятницу в Екатеринбурге российские правоохранительные органы пришли арестовать азербайджанцев, которых подозревали в причастности к убийствам в 2001, 2010 и 2011 годах. В результате братья Гусейн и Зияддин Сафаровы «умерли» при задержании — якобы у них прихватило сердце. Никаких вопросов к этой версии не возникло даже у российских СМИ. Власти и вовсе сделали вид, что всё в порядке.

Хотя налицо основания для немедленного вмешательства вышестоящего начальства — если не сразу Москвы. Дело ведь не только в трудно укладывающейся в голове версии. Дело ещё и в настораживающих деталях: вдобавок к двум погибшим ещё несколько родственников подозреваемых с тяжёлыми травмами оказались в больнице.
Проблема полицейского насилия в России хорошо известна, хотя о ней российские СМИ в последнее время не говорят, рассказывая лишь самые необычные истории — погуглите, к примеру, «отрезанное ухо подозреваемого».
А ведь смерть двух подозреваемых при аресте «от проблем с сердцем» в любой стране вызвала бы вопросы и немедленно привела бы к отставкам и тщательным расследованиям с публикацией результатов и общественной дискуссией. Поскольку речь идёт о правоохранительных органах, каковы бы ни были намерения силовиков — их действия должны соответствовать закону. Кем бы ни были подозреваемые.
Но после трагического инцидента российские власти сделали вид, что ничего особенного не произошло, а просто задержали ещё множество родственников «умерших». Российские СМИ — как государственные, так и частные — начали распространять официальную версию екатеринбургских силовиков. Вместо решения проблемы они принялись скрывать бардак в государстве и оправдывать ненависть к людям другой национальности в российском обществе.
Что, разумеется, переполнило чашу терпения уже азербайджанской стороны. В воскресенье Министерство культуры Азербайджана отменило все совместные с Россией мероприятия, а азербайджанская делегация отказалась участвовать в заседании межпарламентской комиссии из-за «целенаправленных убийств и насилия».
Опасные симптомы
Дело в том, что есть основания видеть за трагическим инцидентом более серьёзные проблемы российской внутренней политики. Посудите сами: задолго до трагедии в далёком уральском городе влиятельные российские националисты принялись прорабатывать тему диаспор и национально-культурных автономий в России. Якобы это порочная практика советских времён, когда всяким «нерусским» давали слишком много прав и вообще позволяли участвовать в политике на равных, не отрекаясь от своей национальности. Чтобы привлечь внимание к своим ксенофобским дискуссиям, эти инфлюэнсеры рассказывали о неких правонарушениях и даже преступлениях, якобы связанных с диаспорскими организациями разных народов в РФ.
Мы не будем вдаваться в выяснение правдивости этих обвинений. Просто скажем: если хоть что-то из приводившегося в качестве обвинений — правда, то претензии стоило бы предъявлять российским правоохранительным органам, а не требовать репрессий против диаспор.
А велась эта кампания давно и не ограничивалась одной диаспорой. Её особенности заставляют говорить о том, что стихийной она не была. Судите сами: ни по одному из выдвинутых обвинений дело не пошло в суд. А обвинения обрушивались на диаспоры тюркских народов и таджиков. Прыгать, например, на армянскую диаспору с её лидерами - дельцами, занятыми сомнительными махинациями, дрессированные русские националисты даже не пытаются.

Так, в апреле в российских привластных кругах под прицел была взята конкретно азербайджанская диаспора. После того как в Новокузнецке суд вынес неприемлемый, с точки зрения русских националистов, приговор, один из активистов написал: «Если ты представитель азербайджанской диаспоры, то тебя даже не посадят в СИЗО. Потому что диаспора — это привилегия».
Вообще-то в деле разбирались полиция, прокуратура и суд. И если есть суд, а ты с вердиктом не согласен — наверное, критиковать надо своё государство? Тем не менее подобные ксенофобские месседжи массово гуляли по интернету — который в России под контролем, а значит, гуляет там только «то, что надо».
Но выдвигать претензии к конкретным правоохранительным органам и их сотрудникам в России чревато последствиями, а потому о них активисты — ни слова. Зато все эти рассуждения подверстывались под тему «пора всех этих «нерусских» ставить на место». Здесь стоит добавить, что многие из этих националистов открыто связаны с различными госорганизациями РФ, а потому такие разговоры невозможно считать досужей болтовнёй.
И накануне трагедии в Екатеринбурге истерия по поводу «инородцев» и якобы пагубной «многонационалочки» была более чем заметной. То кресты на зданиях не дорисовали, то перед мечетями движение перекрывают, а перед церквями — нет, и вообще — почему государственные СМИ используют слово «российский», а не «русский»? Доходило до маразма.
Вся российская националистическая братия — от «военкоров» до придворных историков — даже израиле-американо-иранскую войну использовала, чтобы рассказать об опасности «инородцев» для российского общества. С серьёзным видом они несли чушь — дескать, вот, смотрите: иранцы понесли такие потери на войне потому, что у них в стране оказалось множество шпионов и диверсантов из числа афганцев, завербованных иностранными спецслужбами. Пора, дескать, и России обратить внимание на шастающих по её городам «нерусских» из южных республик бывшего СССР.
Эта тема звучала как бред, поскольку в Иране действительно можно было услышать гадости про афганцев (которых там пара-тройка миллионов), но в ходе последней войны особого шпионажа и диверсий с ними связано не было (подавляющее большинство задержанных — сами иранцы, плюс иранцы с иностранными паспортами).

В иранском общественном пространстве эта тема также отсутствовала, хотя иностранные спецслужбы пытались что-то подобное вбросить через соцсети. Зато в российском медиапространстве её держали «на разогреве». Мол, «Россия — очнись!», ведь даже Иран якобы понял опасность. Разгоняли эту тему все российские правые — вполне легальные и даже аффилированные с теми или иными госструктурами.
Иными словами, атмосфера в российских СМИ и общественном пространстве «разогрета» против всего, что связано с Центральной Азией и Кавказом. Что не могло не благоприятствовать таким трагедиям, как та, что случилась в Екатеринбурге.
Нагнетаемая активистами и «военкорами» антитюркская и антимусульманская истерия — это ещё один пример того, когда должны были вмешаться компетентные органы российского государства, а если не они — то руководство страны и остановить безумие. Но этого сделано не было.
В результате и общество, и силовые структуры выходят из-под контроля и могут поддаваться манипуляциям.
Ксенофобия и расизм — путь к развалу
Российские СМИ, правые активисты и госорганы требуют «поставить диаспоры на место» внутри РФ: «Интеграция мигрантов возможна исключительно в рамках посыла: «Вы приехали в замечательную страну, которая даёт вам заработок — и потому вы должны...»

Границами РФ эти русские националисты не ограничиваются. Вот и известный государственный военный эксперт РФ выдал: «Лучшим (если не единственным) способом установления надлежащего порядка на Южном Кавказе является возобновление там Закавказского военного округа ВС РФ и организация управления ФСБ по Закавказью с принципиальным и категорическим исключением работы в этой структуре местных кадров».
Мы не будем говорить о моральной стороне таких рассуждений, от которых несёт расизмом и ненавистью ко всему «нерусскому». Эти люди явно избавились от «химеры совести». Мы скажем о том, к чему ведут такие речи, звучащие, подчеркнём, из уст далеко не маргинальных комментаторов, а членов «общественных палат» и «советов» при высокопоставленных чиновниках.
Во-первых, к разрыву российского общества внутри страны и созданию напряжённости с огромными массами сначала трудовых мигрантов, а затем и граждан РФ невеликорусской национальности. И потому все предшествовавшие ксенофобские заявления русских националистов стоило бы подшить к екатеринбургскому делу.
Во-вторых, эти инциденты и угрозы создать «Закавказский военный округ» подрывают отношения РФ с соседними странами и народами. Угрозы сами по себе, разумеется, пустые. Они особенно странно прозвучали в день, когда примерно те же круги в РФ с триумфом заявили об окончательном взятии под контроль всей Луганской области. Да, впечатляет: итог более чем одиннадцати лет усилий — занята аж целая область.
Единственный разумный выход из сложившегося после Екатеринбурга положения — это возвращение всей ситуации в рамки российских законов.
А это значит — немедленное тщательное расследование «задержания» в Екатеринбурге и других актов ксенофобии и расизма в отношении азербайджанцев и представителей других неславянских народов в России. И параллельно — полноценное применение российских законов в отношении русских националистов, сеющих вражду между народами России. Страны, состоявшейся лишь как многонациональная — стоящая на синтезе славянского, тюркского, финно-угорского и кавказского элементов.


