Австралия лавирует между атомными подлодками и китайским рынком Статья Теймура Атаева
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, передает.
С какими только геополитическими метаморфозами не сталкивается мир в последнее время. На смену разрушению, казалось бы, устоявшихся глобальных связей приходит стремительное формирование новых тандемов, трио и прочих союзов. В этом контексте всё чаще звучат вопросы аналитиков о том, с кем и в каком направлении окажется Австралия в геополитическом плане в складывающемся на наших глазах новом мировом порядке.
Этот вектор действительно не отличается однозначностью, особенно с учётом того, что с 2021 года Австралия входит в альянс AUKUS совместно с США и Великобританией — блок изначально задуман как противовес усиливающемуся Китаю, в первую очередь в акватории Южно-Китайского моря.

Ключевым элементом для Австралии в рамках участия в этом треугольнике стало намерение создать атомный флот подводных лодок с обычным вооружением.
Именно этот аспект стал камнем преткновения в развитии блока через призму американо-австралийских отношений, напряжение в которых проявилось ещё ранее.
В начале мая 2025 года, реагируя на введённые США торговые пошлины, которые Канберра сочла необоснованными и несправедливыми, австралийские власти объявили о намерении диверсифицировать экспорт, включая укрепление торговых связей с Китаем. Тем более, как подчеркивалось, за последние несколько лет между странами были устранены торговые барьеры на сумму почти 13 миллиардов долларов.
Кроме того, по итогам 2024 года товарооборот Австралии с Китаем достиг почти 315 миллиардов долларов.
А в июне 2025 года стало известно, что администрация США приступила к официальному пересмотру условий пакта AUKUS. Эта тема получила развитие буквально на днях, когда британское издание The Guardian опубликовало материал о наличии разногласий в американском военном командовании по поводу реализации ранее согласованной сделки на сумму почти 360 миллиардов долларов по поставке Канберре подводных лодок.
В публикации подчёркивалось, что реализация соглашения может быть отложена на несколько месяцев.
Является ли публикация этой статьи случайностью — учитывая, что она вышла накануне визита главы австралийского правительства в Китай, — или это сознательный шаг, судить, конечно, читателю.

Со своей стороны отметим ещё один факт: практически одновременно другое авторитетное британское издание Financial Times сообщило о давлении, которое Пентагон оказывает на Австралию, настаивая на чётком обозначении Канберрой своей позиции в случае возможной «войны США и Китая из-за Тайваня».
В ответ Министерство оборонной промышленности Австралии недвусмысленно заявило, что решение об отправке войск в любой потенциальный конфликт принимается не заранее, а только тогда, когда это действительно потребуется. Поскольку, как подчёркнуто, «Австралия превыше всего ставит свой суверенитет».
Согласно китайским источникам, во время переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе подтвердил приверженность Канберры политике «одного Китая» и непризнанию «независимости Тайваня», подчеркнув при этом, что развитие Китая является важным фактором и для самой Австралии. Страна, по его словам, готова вместе с КНР обеспечивать большую стабильность и предсказуемость для международного сообщества.
В свою очередь, Си Цзиньпин, отметив позитивный поворот в двусторонних отношениях последних лет, назвал главным достижением восприятие странами друг друга как равноправных партнёров. Несмотря на сохраняющиеся разногласия, поиск точек соприкосновения и участие во взаимовыгодном сотрудничестве, по его словам, соответствуют коренным интересам обеих сторон.
Также китайский лидер подчеркнул важность совместного ответа на современные вызовы — через поддержку международной справедливости, защиту принципов мультилатерализма и развитие свободной торговли.

В этом контексте подписание сторонами меморандума о взаимопонимании по реализации и пересмотру соглашения о свободной торговле выглядит вполне логичным шагом.
Параллельно с этим документом, на полях VIII китайско-австралийского круглого стола бизнес-лидеров, премьер Госсовета КНР Ли Цян обозначил важность двустороннего содействия в либерализации и упрощении торгово-инвестиционных процедур, направленных на создание мощной синергии развития.
Премьер-министр Австралии, в свою очередь, отметил резко возросший энтузиазм в деловых кругах обеих стран в отношении расширения сотрудничества.
Без сомнений, в Вашингтоне с особым вниманием отслеживают визит австралийского премьера в Китай.
По мнению ряда экспертов, именно вектор этой поездки и её итоги станут определяющими для последующих шагов администрации Белого дома в отношении Канберры. В этой связи в аналитическом сообществе звучит мнение о том, что «зелёный свет» на заключение сделки по подводным лодкам будет дан лишь при наличии у США полной уверенности в безоговорочной лояльности Австралии в случае возможного масштабного противостояния с Китаем — в том числе с военным сценарием развития событий.


