Грузия: опасность с Запада, сотрудничество на Востоке Статья Владимира Цхведиани
Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az, информирует.
Чем дальше, тем очевиднее для властей и граждан Грузии становится, где находятся настоящие друзья и надёжные экономические партнёры, а где — те, кто стремится использовать страну в качестве расходного материала в геополитических играх. Как только Грузия отказывается играть роль пешки в чужом сценарии, в ход идут шантаж и угрозы.
В ЕС уже пригрозили отключить Грузию от системы SWIFT и приостановить безвизовый режим. Кроме того, в заявлении Европарламента, опубликованном 19 июля 2025 года на платформе X, говорится, что Грузия не сможет вступить в Евросоюз, пока её правительство «не изменит свой авторитарный курс» и не проведёт «справедливые выборы».
Однако последняя угроза выглядит пустой, ведь другие кандидаты на вступление в ЕС — Украина и Молдова — за последние годы нисколько не продвинулись по пути евроинтеграции, и вовсе не факт, что они вообще станут членами союза.

В 2024 году Евросоюз сделал ставку на провоцирование в Грузии уличных беспорядков и насильственную смену власти. Победить на парламентских выборах 26 октября прозападной оппозиции не удалось из-за крайне низкого уровня поддержки. Это прекрасно понимали и её зарубежные кураторы, поэтому основные усилия были направлены на организацию протестов руками аффилированных НПО с целью перерастания акций в «майдан», массовые беспорядки и государственный переворот.
Примерно через месяц после выборов, 28 ноября 2024 года, в ответ на решение властей отложить начало переговоров о вступлении в ЕС до 2028 года, в стране начались акции протеста. Власти действовали решительно, но строго в рамках закона, нейтрализуя провокаторов и наиболее радикально настроенных лидеров оппозиции, сознательно подстрекавших протестующих к нападениям на представителей правопорядка. Благодаря точечным и грамотным действиям силовых структур удалось избежать масштабных столкновений и кровопролития.
После нейтрализации провокаторов и введения строгих ограничений на использование протестующими опасных для жизни средств (фейерверков, «коктейлей Молотова» и т. п.), акции постепенно утратили масштаб, маргинализировались и перестали представлять угрозу общественному порядку.

О причинах принятых мер недавно заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе. По его словам, в Грузии нет места репрессиям, однако в целях предотвращения безнаказанности правоохранительные органы были вынуждены задержать лиц, причастных к насилию в ходе беспорядков. Всего в ходе протестов пострадали более 170 полицейских, а к уголовной ответственности привлечены 32 человека.
«Это простая логика: если преступление не наказывается — оно поощряется. Государство не может оставаться в пассивном режиме, необходимо реагировать на совершённые преступления», — подчеркнул Кобахидзе.
Кобахидзе также заявил, что в ходе недавних беспорядков в актах насилия участвовала примерно тысяча человек, однако задержаны были лишь около 30. По его словам, это свидетельствует о высоком стандарте расследования в стране. Однако, по данным местных правозащитных организаций, общее число задержанных в ходе протестов превысило 400 человек, а только за один день свыше 200 были привлечены к ответственности по административным статьям. Уголовные дела были возбуждены примерно по 30 случаям.
Тем не менее, стабилизация политической ситуации в Грузии, по всей видимости, не входит в планы западных «кураторов» оппозиции. В Брюсселе, судя по всему, всё ещё рассчитывают на «взрыв» в стране и открытие «второго фронта» конфликта против России, что парализует важнейшие транзитные маршруты через Южный Кавказ, включая Средний коридор.
ЕС продолжает выдвигать ультимативные требования к властям Грузии: освободить провокаторов и организаторов беспорядков, а также провести новые парламентские выборы под внешним наблюдением. Осознавая, что на предстоящих местных выборах 4 октября 2025 года у оппозиции нет шансов на победу, она при поддержке Евросоюза пытается использовать их для новой попытки дестабилизации.

Дополнительным фактором риска остаётся самопровозглашённый «легитимный президент» Саломе Зурабишвили, чьи полномочия истекли в декабре прошлого года. Получая указания из Парижа и Брюсселя, она остаётся фигурой, которую внешние кураторы стремятся противопоставить действующему президенту Михаилу Кавелашвили для раскачивания ситуации в преддверии выборов.
Кстати, сам Михаил Кавелашвили в недавнем выступлении подчеркнул важность сохранения мира в стране и проведения свободных местных выборов.
«У гражданина Грузии, у президента — у всех есть одно общее обязательство: чтобы в стране сохранялись мир и спокойствие, и чтобы у гражданина на выборах была полная возможность сделать свободный выбор, как того требуют наша Конституция и закон. Мы как институт президента будем наблюдателями этого процесса — ни в каком другом качестве мы не вмешиваемся», — заявил он.
«Институт президента они использовали для того, чтобы вызвать конфронтацию. Этому же служат и выборы в органы местного самоуправления — они пытаются изменить политический процесс и развить революционные сценарии», — предупредил президент.
Кавелашвили призвал оппозицию продемонстрировать политическую состоятельность своему народу, а не зарубежным покровителям. Он отметил, что партия «Грузинская мечта» уже добилась определённых результатов, хотя могла бы реализовать и больше. Оппозиция, по его словам, не показывает эффективности, потому что действует под внешним влиянием.

«Гражданин Грузии должен объективно смотреть на всё происходящее. Всё очевидно. Остальное — искусственные темы, которые исчерпаемы, и мы должны сделать так, чтобы они себя исчерпали. Не позволим никому дестабилизировать страну», — заявил президент.
В то время как западные игроки продолжают деструктивную деятельность, Турция, Азербайджан и государства Центральной Азии, напротив, заинтересованы в стабильной Грузии. Стране предлагается участие в перспективных проектах развития Среднего коридора, превращающего Южный Кавказ и Центральную Азию в ключевые звенья транзита между Азией и Европой, а также — в важный элемент экономического роста евразийского пространства.
Так, во время визита министра экономики и устойчивого развития Грузии Мариам Квривишвили в Узбекистан ей было предложено рассмотреть возможность участия в проекте строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Об этом сообщила пресс-служба Министерства транспорта Узбекистана.
В ходе переговоров с министром транспорта Узбекистана Илхомом Махкамовым также обсуждались вопросы расширения сотрудничества в сфере автоперевозок, железнодорожного сообщения и развития международных мультимодальных коридоров с использованием грузинских морских портов.
«Илхом Махкамов, учитывая значимость проекта строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» и перспективу её интеграции в международные транспортные сети, в частности в Средний коридор, предложил грузинской стороне рассмотреть возможность участия в этом проекте», — говорится в сообщении.
Пусть участие Грузии в этом проекте будет символическим с точки зрения объёма инвестиций, но оно важно для её политической субъектности и ощущения принадлежности к новому геоэкономическому пространству Среднего коридора. Особенно учитывая, что для маршрута «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», соединяющего самую развитую экономику мира с самой густонаселённой страной Центральной Азии, критически важен выход через Каспий, Азербайджан и Грузию в Европу.
Очевидно, что успешная реализация этого проекта возможна только при условии политической стабильности в Грузии. В интересах Китая, Турции, Азербайджана и стран Центральной Азии — видеть Грузию стабильной, развивающейся и экономически активной, а не втянутой в очередную волну уличных беспорядков и революционных сценариев.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az


