Израиль, Катар и кризис нормализации в регионе Обзор Шерешевского
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Caliber.az.
В понедельник в Дохе лидеры исламских стран обсудили меры поддержки Катара после израильского удара по столице.

В ходе этого налёта ВВС Израиля атаковали виллу, в которой собиралось руководство палестинской организации ХАМАС. Лидеры исламских государств выступили с предупреждением о том, что нападение Израиля на Катар и другие «враждебные действия» угрожают сосуществованию и усилиям по нормализации отношений в регионе.
Атака 9 сентября, в результате которой, по данным ХАМАС, погибли пять членов организации, но не её руководство, побудила арабские государства Персидского залива, союзников США, сплотиться, и это усугубило напряжённость в отношениях между Объединёнными Арабскими Эмиратами и Израилем — странами, которые нормализовали отношения в 2020 году.
Со своей стороны премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху продолжает оказывать давление на государства Ближнего Востока, предупредив, что либо они должны выслать чиновников ХАМАС, либо привлечь их к ответственности, потому что, «если вы этого не сделаете, мы это сделаем». Представители ХАМАС находятся на территории некоторых ближневосточных государств, включая и Катар. Там восприняли слова премьер-министра Израиля как новые угрозы.

В субботу Нетаньяху также заявил, что избавление от лидеров ХАМАС, проживающих в Катаре, устранит главное препятствие для освобождения израильских заложников, всё ещё удерживаемых этой группировкой в Газе, и прекращения войны.
Со своей стороны Катар, ключевой посредник в конфликте в Газе, обвинил Израиль в саботаже шансов на мир. Среди погибших был сотрудник внутренних сил безопасности Катара. Премьер-министр Катара шейх Мохаммед бин Абдулрахман аль-Тани заявил, что действия Израиля не остановят посреднические усилия Дохи на переговорах с Египтом и США, направленные на прекращение войны в Газе.
Турция является ближайшим военным, политическим и экономическим союзником Катара, и её руководители также сделали ряд заявлений, критикуя Израиль.
Согласно оценкам, распространённым в экспертном сообществе, в регионе зреет недовольство.
Во-первых, арабские государства Персидского залива — это финансовые и нефтяные гиганты, заинтересованные в притоке инвестиций и перестройке экономики, готовящейся к постнефтяной эре. А деньги, как известно, любят тишину. Для того чтобы к ним исправно поступали большие финансовые средства и новые технологии, этим государствам необходимо минимизировать риски, связанные с военными действиями.
Во-вторых, арабские страны уже после бомбардировки Ирана обеспокоило усиление Израиля и его готовность атаковать любые цели в регионе. Кроме того, Израиль регулярно бомбит в Сирии правительственные войска, стремясь усилить вооружённые анклавы друзов и курдов, которые не подчиняются официальному Дамаску. Между тем Саудовская Аравия, Турция и Катар считают режим в Дамаске дружественным и намерены оказывать ему поддержку.
Бомбёжка Катара вывела ситуацию на новый уровень. Катар официально считается, наряду с несколькими другими государствами, основным союзником США вне НАТО (особый статус, присваиваемый США странам, не входящим в Североатлантический альянс, с которыми у Вашингтона складываются тесные отношения в военно-стратегической области).

Дональд Трамп во время своего ближневосточного турне назвал Катар «великим союзником» и пообещал защищать его, а правитель Катара, в свою очередь, подарил ему самолёт стоимостью 400 миллионов долларов, пообещав инвестиции в экономику США на сумму 1,2 триллиона долларов. В администрации Трампа есть влиятельные лица, которых можно отнести к заинтересованным лоббистам Катара. Но оказалось, что даже близость к Трампу и колоссальные инвестиции в американскую экономику не дают защиты от израильской бомбардировки.
Израиль меняет Ближний Восток, действуя согласно своим интересам. Это связано с тем, что США передали ему большое количество новейшего оружия, а также оказывают исключительную финансовую поддержку и военную помощь, включая успешные попытки сбивать летевшие в Израиль иранские ракеты и беспилотники. Однако происходящее вызывает растущее недовольство арабских и других региональных держав. Вопрос только в том, сумеют ли они конвертировать его во что-то существенное.
Пока не похоже, чтобы им это удалось: интересы ближневосточных стран сильно расходятся, между ними есть серьёзные противоречия. В недавнем прошлом Саудовская Аравия и Эмираты блокировали Катар, а Турция брала его под защиту, и это вызывало рост напряжённости между странами. Между Ираном и арабскими государствами Персидского залива, а также между Ираном и Турцией существуют геополитические противоречия; страны конкурируют за влияние на Ближнем Востоке.
Но кое-что всё же меняется. С большой вероятностью можно предсказать, что Катар и некоторые другие государства удвоят и утроят расходы на лоббизм в американской администрации и в Конгрессе США с целью повлиять на их отношение к Ближнему Востоку и политике Израиля.


