От Баку до Праги: как азербайджанец покорил чешский рынок труда. Интервью
Как сообщает Icma.az со ссылкой на сайт Media az.
Находящаяся в самом сердце Европы Чехия сочетает в себе богатую историю, культурное разнообразие и высокий уровень жизни. Все больше азербайджанцев выбирают ее не только как место для получения образования, но и для построения карьеры и долгосрочной жизни.
Насколько легко адаптироваться в европейском обществе? Какие трудности возникают у иностранных специалистов? И чего не хватает даже спустя годы проживания за границей?
Media.Az побеседовала с нашим соотечественником Фархадом Мустафаевым, который вот уже восемь лет живет в Праге, построил карьеру в международной фармацевтической компании и активно участвует в жизни азербайджанской диаспоры. В интервью он поделился опытом переезда, адаптации в чешском обществе и рассказал о той внутренней связи с родиной, которую не стирает расстояние.
– После окончания Академии государственного управления при Президенте Азербайджана вы решили поступить в Масариков университет в Чехии...
– На самом деле поступление именно в Масариков университет не было изначально запланировано. Я рассматривал несколько стран для переезда и обучения: среди них были Венгрия, Южная Корея и Чехия. Причем последняя не входила в число приоритетных направлений.
Основным критерием для меня было наличие стипендиальной программы на уровне магистратуры. В упомянутых странах такие возможности предлагались. Я подал документы на стипендию в Венгрии, а также начал готовить пакет документов для Южной Кореи. Чехия на тот момент рассматривалась, скорее, как запасной вариант (улыбается).
Государственная стипендиальная программа Чехии охватывала четыре страны Центральной Европы. Из-за этого конкурс был очень высоким, а квота минимальной. В год моего поступления для студентов из Азербайджана было выделено всего четыре места. Я понимал, что шансы невелики, но все же решил попробовать.
В итоге я получил стипендию от Чехии и воспользовался этой квотой (улыбается). Параллельно мне удалось поступить и в венгерский университет, также со стипендией. От подачи документов в Южную Корею пришлось отказаться из-за большого количества требований, я просто не успевал все подготовить в срок.
В результате передо мной стоял выбор между Венгрией и Чехией. Взвесив все «за» и «против», я склонился в пользу второго варианта. Тому было несколько причин. Во-первых, чешский язык для русскоговорящего человека освоить значительно проще, чем венгерский. Во-вторых, уровень образования в Чехии в целом выше, что подтверждают и мировые рейтинги. Масариков университет, один из ведущих вузов Чехии, стабильно занимает второе или третье место после Карлова университета.
Наконец, немаловажным фактором стали перспективы карьерного роста. Я остался жить в Чехии, увидев здесь больше возможностей для профессионального развития. Именно поэтому мой окончательный выбор пал на Масариков университет.

– Осваивать язык вам пришлось на месте?
– Изучать чешский я начал в Баку примерно за месяц до отъезда. Параллельно стал больше узнавать о стране, знакомиться с ее культурой. Хотелось хотя бы немного подготовиться заранее, чтобы при переезде уже была базовая основа для повседневного общения, особенно в ситуациях, когда собеседник не говорит на иностранных языках.
Хотя большинство жителей Чехии владеет английским, бывают исключения, особенно среди пожилых людей. При этом представители старшего поколения нередко продолжают работать, например, в государственных учреждениях, магазинах или в сфере обслуживания. В таких ситуациях знание хотя бы базового чешского становится необходимым, чтобы можно было спокойно и уверенно общаться.
Мое обучение проходило на английском языке, поэтому чешский я осваивал в основном в повседневной жизни: через общение, просмотр телепередач, новостей, использование социальных сетей и других медиа. Кроме того, посещал интеграционные курсы, которые в Чехии предоставляются бесплатно для иностранцев, переехавших в страну.
Эти занятия включают в себя уроки чешского языка, знакомство с культурой, историей и основами правовой системы страны. По сути, это своего рода адаптационные сессии, направленные на облегчение и ускорение процесса интеграции иностранцев в чешское общество.
– С какими трудностями пришлось столкнуться, когда вы только переехали в Чехию? Как проходил период адаптации?
– Брно – второй по величине город этой европейской страны. Первые три года после переезда я жил именно там. Говорить о серьезных трудностях не приходится, но, безусловно, самой ощутимой задачей стала адаптация к местным порядкам и образу жизни.
Даже такие, казалось бы, простые вещи, как иммиграционные процедуры, могут оказаться непривычными для иностранца. Например, необходимо своевременно регистрироваться и подавать документы для продления пребывания в стране. Это требует личного визита в иммиграционный офис, подачи заявлений и сбора определенного пакета бумаг.
Особенностью Чехии, как и многих стран Центральной Европы, является раннее начало рабочего дня. Государственные учреждения, включая иммиграционные службы, могут открываться в 07:30 или даже в 07:00. Это связано с исторически сложившимся образом жизни: здесь принято рано начинать и заканчивать работу. Из-за этого приходится подстраиваться под местный ритм. Например, чтобы попасть в иммиграционный офис и не провести там несколько часов в ожидании, нужно приходить заранее, порой в шесть утра, еще до открытия. Это может быть непривычным для тех, кто приехал из стран, где график работы государственных служб менее строгий.
Указанная особенность касается не только госструктур. Обычные продуктовые магазины и супермаркеты тоже, как правило, открываются рано – в семь утра, но и закрываются достаточно быстро по сравнению с Азербайджаном. Конечно, есть небольшие магазины, которые работают дольше, но в целом большинство людей предпочитает закупаться в крупных сетях с ограниченным графиком.
В целом могу сказать, что серьезных трудностей при адаптации не возникло, но к местному укладу жизни действительно пришлось привыкать (улыбается).
– Удалось ли вам наладить дружеские отношения с местными жителями? Какие особенности вы заметили в общении с чехами?
– Одной из самых значимых трудностей при переезде, и это касается не только Чехии, но и любой другой страны, является необходимость выстраивать новый круг общения. На этапе учебы в университете это дается относительно легко: сама атмосфера способствует социализации. Студенты взаимодействуют на занятиях, в общежитии, участвуют в мероприятиях и быстро находят общий язык. Однако все меняется, когда переходишь в рабочую среду. Здесь выстраивать новые связи становится гораздо сложнее.
Думаю, многим знакомо мнение о том, что европейцы в целом не слишком открыты к новым знакомствам, – в случае с чехами это действительно подтверждается. Люди здесь, как правило, не спешат впускать в свое личное пространство новых знакомых. Формирование доверия и дружбы происходит медленно, и, если ты иностранец, то на это может уйти немало времени.
Пока я учился, большая часть моего окружения состояла из иностранных студентов, занятия велись на английском, и среди одногруппников чехов почти не было. С представителями местного населения я общался уже в других локациях: в городе, на курсах, в быту. Но завести настоящую дружбу с местными жителями оказалось совсем не просто.
И это, пусть не критическая, но ощутимая сложность: ведь если ты хочешь глубже понять менталитет страны, ее культуру, логику повседневной жизни, без общения с коренным населением сделать это трудно. А когда не все готовы к открытому и быстрому взаимодействию, данный процесс затягивается.
Конечно, многое зависит от конкретных людей и ситуации. Все индивидуально. Но в целом сблизиться с чехами, особенно на уровне настоящей, глубокой дружбы, действительно бывает непросто.
В целом этот народ отличается доброжелательным отношением, особенно к иностранцам, которые проявляют уважение к местным традициям, устоям и правилам. Когда приезжие стараются выучить чешский язык, адаптироваться к местным условиям и вести себя с уважением к культуре страны, это вызывает у них искреннее одобрение.
– Что вас больше всего поразило в этой стране, а к чему вы так и не смогли привыкнуть? Назовите плюсы и минусы проживания в Чехии.
– Скажем так: для азербайджанца переезд и адаптация в этой стране даются легче, чем, например, в той же Германии. Благодаря историческим связям и ряду культурных особенностей, Чехия во многих аспектах ближе к Азербайджану, чем западноевропейские государства. Это проявляется даже в таких, казалось бы, мелочах, как работа продуктовых магазинов: во многих европейских странах по воскресеньям они закрыты, а в Чехии продолжают работать. Подобные детали делают жизнь здесь комфортнее и привычнее для выходцев из стран СНГ.
Тем не менее адаптация не обходится без сюрпризов. Одним из самых ярких и приятных открытий стал уровень уважения между людьми в чешском обществе. Меня искренне поразило, насколько здесь ценят личное пространство. Это касается не только близких отношений, но и повседневного взаимодействия: будь то вождение автомобиля, общение в кафе, поведение в очереди – жители Чехии ведут себя сдержанно, деликатно, с глубоким уважением друг к другу. Причем это наблюдается даже между совершенно незнакомыми людьми. Социальная ответственность, высокий уровень самосознания и внутренней культуры – именно то, что действительно приятно удивляет и оставляет положительное впечатление от жизни в Чехии.
Отдельно хочу отметить систему общественного транспорта. Многие привыкли хвалить немецкую пунктуальность, но в этом плане Чехия ничем не уступает. Общественный транспорт здесь ходит буквально минута в минуту. Это дает огромное преимущество в повседневной жизни: можно четко и заранее распланировать свой день, особенно если у тебя нет машины. Более того, в условиях города, особенно в центре Праги, пользоваться общественным транспортом даже удобнее, чем личным автомобилем. Проблема парковки здесь достаточно острая не потому, что совсем нет мест, а из-за исторического характера многих районов, где стоянка строго ограничена. Это вынуждает многих пересесть на трамваи, автобусы или метро, что, благодаря отличной организации, действительно удобно.
Кроме того, меня впечатлило, насколько продуманно здесь все устроено: например, если трамвай попадает в ДТП, тут же организовывается временный автобусный маршрут, дублирующий остановки. Этот высокий уровень организованности касается не только транспорта, но и всей городской инфраструктуры. В целом это формирует комфортную, предсказуемую и стабильную среду, которая позволяет легко встраиваться в новый ритм жизни.
Конечно, на самом деле плюсов гораздо больше. Однако я намеренно акцентирую внимание на тех аспектах, которые напрямую влияют на адаптацию при переезде.
Если же говорить о минусах, то одним из них можно назвать излишнюю бюрократию в некоторых ситуациях. Хотя она выражена не так ярко, как, например, в Германии, все же определенные сложности здесь присутствуют. Консервативный подход к административным процессам и ведению дел – это то, с чем сталкиваются многие.
Приведу простой, но показательный пример: до конца 2024 года для оплаты государственных пошлин в Чехии использовались марки. Да-да, именно те самые бумажные марки, которые нужно было приобретать, приклеивать к заявлению и таким образом подтверждать факт оплаты пошлины. Представьте: в эпоху цифровых технологий, банковских переводов и онлайн-сервисов такие архаичные методы все еще были в ходу. Лишь с 2025 года это требование было отменено, и теперь существует возможность оплачивать пошлины более современными способами.
Я живу здесь уже почти 8 лет, и это говорит о том, что плюсов здесь явно больше, чем минусов (улыбается). Недостатки, конечно, есть, но над ними ведется работа.
– Давайте поговорим о вашей карьере в Праге. Сейчас вы являетесь менеджером по закупкам в фармацевтической компании Sandoz Global. Сложно ли было получить эту работу? Насколько иностранцу трудно строить карьеру в Чехии?
– Безусловно, вопросы карьеры и профессионального роста во многом индивидуальны – многое зависит от личных качеств, уровня образования, опыта и знаний самого человека. Однако если говорить в целом, то в Чехии действительно есть возможности для построения успешной карьеры. Все зависит от выбранной сферы деятельности: в некоторых отраслях перспектив больше, в других – конкуренция выше или рынок более ограничен.
В Чехии представлено множество международных компаний, как европейских и американских, так и азиатских. Многие из них имеют здесь свои офисы, в том числе представительства по продажам, сервисные центры, центры поддержки и т.д. Например, компания, в которой я работаю, это швейцарская фармацевтическая корпорация, имеющая в Праге так называемый Центр талантов. Здесь сосредоточены специалисты в таких направлениях, как финансы, закупки, HR и др.
Выбор именно Праги как локации объясняется несколькими причинами: во-первых, здесь достаточно высокая концентрация квалифицированных кадров, как местных, так и иностранных. Во-вторых, наличие многоязычных специалистов позволяет компаниям эффективно оказывать услуги клиентам в разных странах. Таким образом, работодатели получают доступ и к международным талантам, владеющим необходимыми языками, и к локальным экспертам.
Тем не менее получить работу в крупной компании нелегко. Процесс отбора, как правило, проходит в несколько этапов и может включать не только интервью, но и тестовые задания, кейс-интервью или даже мини-экзамены – все зависит от политики конкретной компании и уровня позиции. Конкуренция высокая, и это касается не только иностранцев, но и самих чехов. Особенно если речь идет о престижной должности в международной корпорации, требования к кандидатам будут высокими.
Карьеру в Чехии я начал еще во время обучения в магистратуре. После окончания университета продолжил работать, и с 2018 года моя профессиональная деятельность развивается здесь непрерывно.
Если говорить о том, насколько сложно строить карьеру, скажу прямо: это непросто. Данный путь требует настойчивости, усилий и готовности постоянно учиться и адаптироваться. Однако при целеустремленности и профессиональном подходе – все возможно.
– Каков уровень осведомленности чехов о нашей стране? Есть ли там, к примеру, рестораны с национальной азербайджанской кухней?
– Скажем так, знают, но не все. Если подойти к местным жителям и спросить, слышали ли они об Азербайджане, чаще всего ответ будет положительным. Однако, если задать более конкретные вопросы, например, что именно им известно о стране, большинство не смогут ответить. Знания ограничиваются лишь общим представлением, без подробностей.
Что касается азербайджанской кухни, на данный момент в Праге, к сожалению, нет полноценного ресторана, специализирующегося на этом направлении. Есть заведение под названием Baku Lounge, которое совмещает в себе караоке-бар и кухню, предлагающую некоторые традиционные азербайджанские блюда. Однако это скорее развлекательное заведение, чем полноценный ресторан.
Ранее в городе действовал ресторан, полностью оформленный в азербайджанском стиле и предлагавший традиционные блюда, но, к сожалению, он был вынужден закрыться. Такое здесь происходит нередко.
Это, безусловно, ощутимая потеря для азербайджанской диаспоры. Хотелось бы иметь в чешской столице место, куда можно было бы прийти, чтобы насладиться вкусами родной кухни или пригласить друзей, коллег, иностранцев, познакомить их с культурой и гастрономическими традициями Азербайджана.

– А насколько велика азербайджанская диаспора в Чехии? Поддерживаете ли вы связь с земляками?
– По официальным данным, в Чехии проживает около 3000 азербайджанцев. К этому числу можно прибавить и растущее количество студентов, прибывающих в страну на обучение в последние годы. Таким образом, нельзя сказать, что азербайджанская община здесь многочисленна, но она вполне заметна. Более того, я бы сказал, что азербайджанская диаспора в Чехии – одна из самых активных в Европе, несмотря на относительно скромные масштабы.
Связь между соотечественниками активно поддерживается. Проводится множество мероприятий, как при посольстве, так и по инициативе самой диаспоры. Мы собираемся на различные праздники и памятные даты. Например, в этом году мы вместе с жителями Праги и окрестностей отмечали вместе Новруз и другие значимые для нас события.
В ноябре 2024 года в чешской столице открылся Азербайджанский культурный дом, который стал важной площадкой для встреч и культурных мероприятий. При нем действует, в частности, киноклуб, организованный мной и моей супругой Камиллой Асгаровой. Кстати, она тоже азербайджанка, проживающая в Чехии (улыбается). Мы познакомились с ней совершенно случайно здесь, в Праге.
В клубе мы регулярно устраиваем показы азербайджанских фильмов, сопровождаемые обсуждениями, на которые приглашаем не только наших соотечественников, но и представителей других национальностей.
Так что связь с азербайджанской диаспорой в Праге действительно активна, и мы стараемся поддерживать и развивать это культурное и человеческое единство.
– Расскажите немного о вашей спутнице жизни. Кто она по образованию?
– Камилла – юрист международного уровня, выпускница британского университета King's College, одного из ведущих вузов мира. Она также выстроила свою карьеру здесь и сейчас работает в международной компании по своей специальности.

– Чего из жизни в Азербайджане вам не хватает больше всего? Часто ли вам удается приезжать на родину, чтобы навестить близких?
– Пожалуй, первое, что приходит на ум – это продукты питания (улыбается). Вкусные, качественные сельскохозяйственные продукты, к которым мы привыкли на родине, здесь найти гораздо сложнее. Это, пожалуй, одно из самых ощутимых различий для любого азербайджанца.
Также бросается в глаза разница в разнообразии и качестве блюд в заведениях общественного питания. Тот богатый выбор, который мы имеем на родине, действительно сложно сравнивать с местным.
Конечно, помимо еды, очень не хватает близких. Семья и большинство наших друзей находятся в Азербайджане, и это, безусловно, оставляет ощущение пустоты. Поэтому мы с супругой стараемся регулярно бывать на родине. Обычно приезжаем в Баку один-два раза в год: навещаем семью, встречаемся с друзьями, проводим время с близкими. Эти визиты всегда особенные, они помогают сохранить связь с родиной и придают силы. Удивительно, но спустя несколько месяцев после поездки в Азербайджан появляется внутреннее ощущение, будто нас туда что-то зовет, хочется вновь оказаться дома, зарядиться энергией, почувствовать атмосферу родной земли.
– Вы уже ощущаете Чехию своим домом или в глубине души остается желание однажды вернуться в Азербайджан насовсем?
– Это вопрос, на который сложно дать точный ответ (улыбается). Планировать будущее сейчас крайне непросто, потому что многое меняется очень быстро, как в профессиональной сфере, так и в глобальной геополитике. Где мы окажемся через несколько лет, сказать трудно.
Безусловно, Чехия уже давно стала для нас местом долгосрочного проживания. Моя супруга живет здесь почти 15 лет, я около восьми. На сегодняшний день наша повседневная жизнь, карьера и социальные связи – все это сосредоточено в Чехии. Мы довольны своей жизнью здесь и ценим возможности, которые предоставляет эта страна. Поэтому на данный момент Чехия – наш дом.

Однако утверждать, что мы останемся здесь навсегда, или, наоборот, вернемся в Азербайджан, я не могу. Все зависит от множества факторов, включая профессиональные перспективы, личные обстоятельства и изменения в мире.



Зулейха Исмайлова


