Сирийский котел Международная панорама на
Icma.az сообщает, ссылаясь на сайт Caliber.az.
Снова вспышка гражданской войны в Сирии, полыхнул Алеппо. В сражениях между курдскими «Сирийскими демократическими силами» (СДС) и правительственными войсками со стороны правительства были задействованы до 80 единиц бронетехники и значительные силы пехоты. Им удалось продвинуться в кварталы Шейх-Масуд и Ашрафия. Правительство требует отвода курдских вооруженных сил из этих районов, но курды отказываются.
В пятницу Министерство обороны Сирии объявило о прекращении огня. Причем, Дамаск заявил, что «сопроводит уходящих на северо-восток Сирии боевиков», оставив им возможность унести легкое оружие. Курдские муниципальные органы власти и военное руководство отвергли призыв к эвакуации после объявления о прекращении огня. Они заявили в пятницу, что не будут эвакуировать районы, находящиеся под их контролем. В заявлении, опубликованном сирийскими курдскими СМИ, местные органы власти районов Ашрафия и Шейх-Масуд заявили, что призывы покинуть Алеппо являются «призывом к капитуляции» и что курдские силы вместо этого «защищают свои кварталы». Вскоре столкновения возобновились.
Причины конфликта
Алеппо вместе с прилегающими к нему районом до начала гражданской войны в Сирии населяли около 4 млн человек, здесь было сосредоточено около половины сирийской промышленности, прежде всего предприятия, ориентированные на экспорт. Во время войны, продолжавшейся с 2011 г., город подвергся большим разрушениям. Часть населения покинула его, и в результате Алеппо в значительной мере утратил свое экономическое значение. Тем не менее, он остается одним из крупнейших городов Сирии.
Именно по Алеппо ударили в конце ноября 2024 г. силы «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ) во главе с Ахмедом аш-Шараа. Заняв город, они начали свой марш на Дамаск, захватив столицу Сирии 8 декабря, спустя 11 дней.
Сегодня Алеппо снова стал местом, где идут сражения с применением тяжелого оружия, и эти события непосредственно связаны со сменой власти в Сирии.
Хотя президент аш-Шараа сумел с помощью верных ему сил установить контроль над большей частью страны, его власть испытывает большие трудности. Он объявил себя временным президентом страны, опираясь на военную силу и лояльность верхушки ХТШ. Возможно, ядро бойцов ХТШ (ок. 30 тыс.) и являются наиболее эффективной в военном отношении группировкой в стране, но кроме них есть и другие. От 100 до 200 тыс. вооруженных бойцов различных суннитских ополчений номинально признают власть аш-Шараа, некоторые влились в состав подразделений МВД и Минобороны нового режима, но фактически они подчиняются своим полевым командирам.
Многие представители этноконфессиональных меньшинств - друзы (самостоятельная религиозная группа), алавиты (близкое к шиизму течение) и курды опасаются этих формирований. В марте 2025 года после поражения алавитского восстания в регионе Латакия суннитские ополчения хлынули в эту местность и учинили там резню. В июле, после конфликта между друзами и вооруженными группировками бедуинских племен в регионе Сувейда, ситуация повторилась, снова погибли сотни гражданских и ополченцев с обеих сторон. Тогда Сувейду взяли под контроль вооруженные милиции друзов при поддержке израильской армии.
Суннитско-арабское большинство Сирии вряд ли имеет влияние на все эти процессы, однако сегодня они прежде всего создают опасность для меньшинств. Последние порой становятся объектом преследований и грабежей. Среди всех меньшинств Сирии самое крупное — курды. «Сирийские демократические силы» (СДС) — это их вооруженная группировка, обученная и получившая оружие от США. Будучи главным союзником Вашингтона в Сирии и опираясь на сеть военных баз, созданных американцами в этой стране, СДС сыграли важную роль в разгроме ИГИЛ. В итоге они, пользуясь покровительством Вашингтона и защитой американских ВВС, заняли около трети территории Сирии на севере и востоке, включая богатые нефтью районы, бывшую столицу ИГИЛ, город Ракка, и электростанции на Евфрате. Под контролем СДС теперь не только курды, но и не менее миллиона арабского населения, и, в общей сложности, треть территории Сирии.
Военно-политическое руководство курдов, т. е. СДС, состоит из партийных кадровых военных, членов РПК (Курдской рабочей партии). Эта организация с середины 1980-х гг. ведет террористическую войну с Турцией и располагает собственными, отдельными от СДС вооруженными формированиями, расположенными на базах в горах северного Ирака. Оттуда они ведут операции против ВС Турции, а та, в свою очередь, регулярно бомбит силы РПК и СДС в Северном Ираке (горы Кандиль) и Сирии. Важен принцип взаимозаменяемости бойцов — сегодня человек сражается в отярдах РПК, а завтра он воюет в СДС.
Анкаре не нравится, что силы РПК-СДС создали на ее границах с Сирией большое квази-государство. Правительство Сирии во главе с аш-Шараа — союзник Турции. Оно, безусловно, заинтересовано в установлении контроля над всей Сирией, а значит, и над курдонаселенными регионами. Оно не собирается отдавать СДС-РПК нефть и треть сирийской территории.
Если бы Анкара захотела, она вместе с Дамаском давно обрушила бы на СДС всю мощь своей армии. Однако Турция этого не делает по своим причинам. Во-первых, она ведет переговоры с РПК о прекращении военных действий. Во-вторых, между союзниками Дамаском и Анкарой с одной стороны и курдскими СДС с другой стоят США. Они не хотят ударов по курдам, своим светским союзникам в борьбе с ИГИЛ.
Смещение баланса
Президент США Дональд Трамп занимает в этом вопросе менее однозначную позицию, чем его предшественник Байден. Ему нравится президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его союзник, временный президент Сирии Ахмед аш-Шараа. Трамп тепло принял последнего и убедил Конгресс проголосовать за отмену главного санкционного пакета, направленного против Сирии («закон Цезаря»). В декабре Конгресс сделал это, существенно облегчив жизнь новому руководству в Дамаске. Позиции аш-Шараа укрепились, а СДС, напротив, отошли для американцев на второй план.
Более того, Трамп потребовал, чтобы СДС официально влились в состав новой регулярной сирийской армии, поступив под управление аш-Шараа. В марте было достигнуто предварительное соглашение, однако СДС отказывается самораспуститься.
Курдское руководство настаивает на федерализации и децентрализации Сирии по модели Ирака. Там, в Ираке, действует Региональное правительство Иракского Курдистана, располагающее собственными вооруженными силами (правда, враждебными СДС). Дамаск, Анкара и присоединившийся к ним Вашингтон отвергают эту модель. Спецпосланник США в Сирии Том Барак презрительно отзывался об идее федерализации, считая ее нереалистичной.
Руководство СДС контролирует 70 процентов сирийской нефти и треть территории страны. Оно не собирается ни с кем делиться всеми этими богатствами. Мазлум Абди, руководитель СДС и партиец РПК, твердой рукой руководит подвластными ему территориями, где власть вытекает из дула винтовки. Но у него есть и другие соображения. Он прекрасно понимает, что в случае разоружения СДС в курдонаселенные регионы хлынут боевики, и события, которые произошли в алавитской Латакии и друзской Сувейде, повторятся и там. Курды легко могут стать объектом нападок и грабежей со стороны плохо управляемой массы из десятков или сотен тысяч арабских ополченцев.
Кроме того, в районах, контролируемых СДС, находятся тысячи беженцев из алавитских и христианских регионов Сирии. Режим, установленный Абди, оказался весьма терпим к этноконфессиональным меньшинствам. Он позволяет им развивать свои школы, институты и даже вооруженные ополчения. И они тоже ощущают опасность.
Итак, США требуют, чтобы СДС интегрировались в сирийскую правительственную армию, а Мазлум Абди тянет время. Поэтому правительство аш-Шараа решило показать зубы и для этого выбрало курдонаселенные районы в Алеппо.
Основной массив территорий, контролируемых СДС, находится восточнее реки Евфрат. США (пока еще) его защищают. Но СДС занимают также ряд районов к западу от Евфрата и делают это на свой страх и риск — там у них нет американской защиты.
К таким районам относятся огромные курдонаселенные кварталы в Алеппо — Ашрафия и Шейх Масуд, настоящий город в городе, чье население, возможно, превышает 100 тыс. СДС присутствуют и здесь. Руководство Сирии ударило по этому их слабому месту в неблагоприятное для курдского вооруженного движения время, когда симпатии Трампа склоняются в пользу Дамаска.
Что дальше?
В Сирии возникла опасная развилка. Основные вооруженные подразделения СДС не вмешиваются в эти сражения. Это означает, что курдонаселенные кварталы Алеппо оказались в окружении, а значит, рано или поздно падут. Но если это случится, там могут повториться события, которые произошли в Латакии и Сувейде. В этом случае руководству СДС сложно будет не вмешиваться. Если же оно вмешается, начнется полномасштабная война между курдскими СДС и правительством Сирии. В этой войне Турция тем или иным способом выступит на стороне Дамаска. Возможно, руководству СДС придется эвакуировать из Алеппо все курдское население, а это 100-200 тыс. человек. Но сделать это будет нелегко, поскольку прием такого количества беженцев — очень сложная задача.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:76
Эта новость заархивирована с источника 10 Января 2026 17:59 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2026 Все права защищены







Самые читаемые



















