Болезненно яркий калейдоскоп О событиях вокруг Украины
Как стало известно Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az.
От скорости событий последних дней, связанных с российско-украинским конфликтом и, в частности, с инициативой президента США Дональда Трампа по его урегулированию, в буквальном смысле рябит в глазах. Сквозным сюжетом этой истории выступает сам американский президент, который то и дело вальяжно рубит правду-матушку, как правило, о том, какие все вокруг непонятливые и что ему скоро все надоест и он всех накажет, в частности Россию, новыми санкциями.
Тем временем неунывающий спецпосланник президента США Стив Уиткофф, эдакий Гудини американской дипломатии, который то ли творит чудеса, то ли создает их иллюзию, уже четыре раза кряду посетил Россию и встретился с Путиным. После каждой встречи на свет божий всплывает некий план, по которому Штаты готовы признать за Россией аннексированные территории. Если быть точнее, то совокупный план включает юридическое признание Соединенными Штатами Крыма российским и фактическое признание контроля Москвы над занятыми частями Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областей Украины.
Несмотря на столь комплиментарную позицию Штатов, Москва, явно почуяв хитрость в улыбке маститого риэлтора, и дабы показать, что не является ведомой в этой игре, чуть ли не после каждого его визита производит обстрел украинских городов. И хотя в российской столице заявляют о военном характере целей, атаки неизменно сопровождаются гибелью мирных граждан.

Вместе с тем Москва подчеркнуто демонстрирует, что дорожит миссией Вашингтона, и чередует военные действия дипломатическими акциями. Так, Владимир Путин объявил на прошлой неделе пасхальное перемирие на двое суток, а вчера еще одно короткое перемирие, приуроченное к 9 мая. Месседж заключается в том, что Москва готова остановить войну, просто «ее надо слушать, так как у нее есть определенные условия».
«Россия не отказывается от специальной военной операции, однако допускает возможность переговоров с Киевом без каких-либо предварительных условий», — тем временем продолжает продвигать свою напористо-конструктивную повестку Кремль устами пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. А еще ранее глава российского МИД Сергей Лавров в интервью американскому каналу CBS заявил, что Москва готова к достижению соглашения по Украине, но есть детали, которые еще нужно доработать.
Пожалуй, самое интересное и кроется в этих деталях.
Если вернуться к проекту американцев, то можно легко заметить несколько вольное обращение Вашингтона с украинскими территориями. Трамп в этом контексте дошел до того, что сказал: «Россия готова на большой компромисс, она готова отказаться от захвата всей Украины».
Однако жесткое поведение Москвы в ответ на эти предложения парадоксальным образом вскрывает тот факт, что Россия вряд ли «хочет всю Украину». Более того, Москва, по эксклюзивным данным The Financial Times, еще в начале апреля сама озвучила, что готова к заморозке линии фронта на текущих позициях, то есть без претензий на не аннексированные административные границы областей, законодательно определенных Москвой в качестве «российских территорий». Кажется, Москва продолжает давить на Киев не ради новых территорий, а чего-то еще.

Если аннексию восточных областей Украины Москва обыгрывает под соусом «защиты притесняемого русскоязычного населения», то очень трудно будет объяснить захват всего, что находится по другую сторону Днепра (не говоря уже о том, что это не так легко осуществить физически). Если даже допустить аннексию всей Украины, Москва в таком случае получит огромную головную боль в виде нелояльного населения на достаточно больших просторах от Киева до Ужгорода.
Вместо этого Кремлю гораздо важнее получить подпись Киева под обязательством нейтралитета и ограничений в будущем вооружений и численности армии, фактически той самой «демилитаризации», которая была объявлена одной из целей так называемой СВО. Это, по мнению российского руководства, не только отведет опасность от России, но и станет прецедентом пересмотра всей системы безопасности в Европе.
Вопрос о невступлении в НАТО мало удовлетворяет Кремль, поскольку, во-первых, в НАТО принимать Украину и так никто не собирается, а во-вторых, потому что не только членство в альянсе делает Украину «плацдармом Запада против России», а главным образом мощь ее вооруженных сил и двусторонние договора с прочими акторами, которые могут быть гораздо эффективнее, чем пресловутая 5-я статья НАТО.
И похоже, что именно вопрос «демилитаризации» лежит сейчас на столе переговоров в качестве главного препятствия к миру.
В этот момент смерть Папы Франциска внесла некоторую импровизацию в динамику отношений между Вашингтоном и Киевом. Владимир Зеленский сначала сказал, что вряд ли поедет на похороны, но потом кто-то, видимо, посоветовал ему обратить кризис в возможность, и тот, прислушавшись, полетел в Рим. И, вероятно, правильно сделал. Трамп, казалось, ожидал его, не стал вспоминать старое и крепко пожал руку. А вот Макрона, на всех парах подлетевшего к ним и пытавшегося сделать вид, что без него тут вообще никак, хозяин Белого дома просто убрал с татами изящным приемом айкидо и парой едких замечаний. Зеленский в этот момент одобрительно кивал головой, что было для французского президента особенно обидно.

Но это можно назвать лирическим отступлением: главное, что привез Трамп из Ватикана, — это мнение о том, что Зеленский в этот раз был более конструктивен и вообще очень близок к сделке (куда же без нее?). Правда, непонятно, о какой именно сделке шла речь: по редкоземельным металлам или о мире с Россией? Трамп также намекнул о вероятности продолжения предоставления оружия Украине — надо полагать, с целью надавить на Москву. Вот и вчера в ответ на предложенное Москвой перемирие Трамп и Зеленский в один голос заявили, что необходимо не временное, а полное прекращение огня.
Итак, Москва пытается выторговать для себя важные стратегические условия, а Вашингтон грозит не только санкциями, но и поставками Киеву вооружений. Вопрос остается тем же, что был и два месяца, и месяц, и неделю назад: кто в этой игре нервов моргнет первым?


