Finita la comedia: Евросоюз в руках у Трампа Аналитика Сергея Богдана
По материалам сайта Caliber.az, передает Icma.az.
Поездка на этой неделе группы европейских лидеров за океан, обнародование деталей экономической капитуляции ЕС перед США, а также попытки Москвы помириться с Вашингтоном заставляют задуматься об актуальной глобальной раскладке сил. Какие фигуры действительно играют на мировой шахматной доске, а какие гордо стоят на поле, но уже утратили свободу маневра или вот-вот пойдут под размен? Учитывая то, что речь идет и о мировых державах, и о блоках, эти сдвиги важны также для дальнейшего развития ситуации на Южном Кавказе.

Странный саммит в Вашингтоне
Появление в понедельник на переговорах в Вашингтоне группы европейских лидеров выглядело экстравагантно. Представители ряда стран ЕС, руководство блока и лидер Великобритании прибыли туда отнюдь не на многосторонний саммит. Официально говорилось о поездке для оказания поддержки украинскому президенту Зеленскому в его беседе с Трампом. Такого беспардонно патерналистского подхода и сомнений в дееспособности лидера независимого государства история еще не знала.
Версия об искренней поддержке евролидерами украинского руководства, ранее попадавшего в Белом доме в неловкую ситуацию, отпадает сразу. У европейцев было полно возможностей для ее оказания, и они ими никогда не пользовались.

Ведь, как отмечал Клаузевиц, «война не возникает внезапно; подготовка ее не может быть делом одного мгновения». Это верно и для российско-украинской войны. Перед началом российского вторжения у Евросоюза было лет десять, чтобы на деле помочь союзникам в Киеве. Российско-украинское противостояние нарастало постепенно. Могли, скажем, принять Украину в ЕС или вооружить.
После 2004 года в ЕС принимали «когда и кого надо», но для Киева такого исключения не делали. Не лучше track record и с военной помощью. Даже после начала войны Киев снабжали преимущественно рухлядью. В прошлом году богатейшие европейские страны — Дания, Нидерланды и ФРГ — предложили Киеву сто «Леопардов», которые не могли даже стрелять. Украинцы отказались. В общем, верить в искреннюю помощь этих господ не приходится.
Альтернативная версия — европейцы приехали в Вашингтон, чтобы продолжить перетягивать геополитический канат с США, твердо заявив американскому лидеру, что не позволят ему договариваться с Путиным по Украине. В Брюсселе пытались создать такое впечатление, но все портили фотографии лидеров со смиренными лицами. Тем не менее во вторник в СМИ появилась неофициальная информация, что десяток стран Европы, прежде всего Франция и Великобритания, могут ввести свои войска в Украину «для обеспечения гарантий безопасности». Казалось, ЕС вправду начал свою игру.

В конце недели глава дипломатической службы Европейского союза Кая Каллас заявила в интервью BBC, что Украина не должна уступать территории России в рамках будущего соглашения, а «самая прочная гарантия безопасности — это мощная украинская армия». Все это звучит прекрасно, но демагогично на фоне реальных действий Европы до сих пор. Да и затем Каллас «поплыла», когда речь зашла о нынешних и будущих шагах ЕС. Она признала, что особых «вариантов сдерживания» России не существует, вновь заговорила о «коалиции желающих».
Сама Каллас к этой коалиции отношения не имеет: ведь речь не о некоей глобальной структуре с участием ЕС. Нет, речь о том, что вместо ЕС будет действовать иная группа государств, которую можно назвать «новой Антантой». Ее с прошлого года пытаются сколотить Париж и Лондон с привлечением Варшавы и Берлина.
Впрочем, Каллас так и сказала, что участники «коалиции желающих» должны сами решить, какие гарантии они дадут Киеву и как действовать. Умыла руки от имени Евросоюза. И вновь возникает вопрос — а что же тогда делали европейские лидеры и верхушка ЕС в Белом доме в понедельник?
Ходоки у Трампа
Еще накануне интервью Каллас по результатам вашингтонских переговоров вновь поползли знакомые всем наблюдателям слухи. А именно — что европейцы, даже совместно с Великобританией, ничего самостоятельно, без США, предпринять по Украине не могут.
В среду даже благожелательный по отношению к евролиберальным элитам Politico усомнился в возможности отправки европейских войск в Украину. Он процитировал инсайдера из брюссельской бюрократии: «Учитывая, как слабы в политическом отношении Макрон и Стармер, трудно даже представить себе, как этот план может быть осуществлен. Нынче непростые времена и с экономической точки зрения».
Причем проблемы не только у французского президента и британского премьера. В ключевой для такой операции стране — Германии — ситуация не лучше.

Канцлер ФРГ Фридрих Мерц, находясь в Вашингтоне, пообещал развернуть на территории Украины германские войска. Это не удивляет: в своей инаугурационной речи он заявил, что сделает германскую армию «сильнейшей армией Европы», а ранее добился отмены ограничений на рост госдолга ради привлечения кредитных средств на военные нужды.
Однако для направления германских войск на территорию Украины нужно согласие парламента. А между тем сразу же после заявления Мерца стало известно, что против такого решения выступают все партии в парламенте ФРГ. Даже влиятельные круги правящей коалиции и собственной партии Мерца против. Единственным исключением стали «зеленые» с их «мусорным» рейтингом. То есть продавить такое решение вряд ли удастся.
И перевыборы не помогут. Хуже того — они могут обрушить политическую систему ФРГ. Ведь рейтинг самого Мерца по результатам ста первых дней правления упал с 36% в июне до нынешних 30%. Зато растет рейтинг его главных оппонентов — оппозиционной партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). В середине августа он достиг 26%, тогда как популярность христианских демократов Мерца упала до 24%. В ответ власти задействовали органы госбезопасности, и сразу же после новостей о возросшем рейтинге АдГ областная организация партии в Бранденбурге была признана экстремистской.
Тем самым власти продолжают давление на АдГ, которую на федеральном уровне признали экстремистской еще в мае. Эти шаги готовят почву для ее запрета, что весьма рискованно, учитывая массовый характер АдГ. В такой ситуации Берлину не до Восточной Европы. А ведь даже Наполеон в 1812 году двинулся на Россию, лишь мобилизовав на это дело немцев (они составили не менее четверти его армии).
ЕС и Россия конкурируют за внимание Трампа
Таким образом, в Вашингтоне с Трампом европейцы спорить не могли. Они поехали туда просить его, чтобы он не бросал их в положении, в котором у них практически не осталось вариантов ходов в разыгранной ими партии в Восточной Европе. Своей идеологизированной позицией они загнали все свои фигуры в углы глобальной шахматной доски. Именно догматичная платформа евролибералов лишила их возможностей для стратегически эффективных шагов даже в противостоянии с РФ, к которому сводится внешняя политика ЕС в последние годы. Вариантов было уйма. Например, взаимодействие с Китаем как важнейшим партнером РФ. Да что там Китай! ЕС де-факто отрезал себе пути для маневра даже в направлении Беларуси, ближайшего союзника России.

А ведь отказавшись от бойкота этой страны, всегда державшейся подальше от российской войны с Украиной, он мог бы добиться безопасности для Украины с севера, высвободить силы Польши и затруднить России дальнейшее ведение войны. Война ведь и началась после того, как российские войска получили доступ к белорусской территории после 2020 года. Но не в коня корм: не по евролибералам такие задачи. У власти в европейских столицах люди иного склада, прикрывающие либеральным догматизмом собственную неспособность к стратегическому мышлению.
Эти партийные выдвиженцы, оказавшиеся ныне у власти, играют в незатейливые игры. Например, фантазируют, что Трампа можно «купить» некими уступками, и он сыграет на стороне ЕС против РФ. Но, в отличие от большинства евролиберальных лидеров, у Трампа огромный опыт стратегического планирования и навыки лидерства, доказанные десятилетиями предпринимательской и политической деятельности. Манипулировать им они просто не способны в силу разницы весовых категорий.
В четверг были наконец опубликованы некоторые детали июльского торгового соглашения ЕС и США, которые показывают, что Трамп уже смог получить от европейских лидеров огромные уступки, не дав им пока ничего внятного.

Обнародовать все детали заключенного председателем Еврокомиссии фон дер Ляйен и президентом Трампом соглашения никто не спешит. Но новые данные, опубликованные в четверг, подтверждают предположения о капитуляции ЕС.
Брюссель обязался снять все пошлины с американских промышленных товаров, ввозимых в страны блока, и обеспечить приоритетный доступ американским сельскохозяйственным товарам и морепродуктам на рынки ЕС. При этом Брюссель согласился с 15-процентными американскими пошлинами на европейский импорт в США. ЕС также обязался участвовать в американской борьбе с китайской промышленностью — это оформлено как совместная защита рынков от «избыточных мощностей» (эвфемизм, обозначающий китайских конкурентов).
И это вдобавок к ранее озвученным обязательствам Евросоюза в отношении гигантских закупок американского оружия, ИИ-чипов, СПГ, нефти и ядерного топлива (в объемах, превышающих потребности ЕС), и многого прочего.
Чтобы было понятно, до какой степени ЕС чувствует себя загнанным в угол и идет на такие уступки, отметим: не только Китай, но даже Индия уверенно отказались от подобных «сделок». Неудивительно, ведь они не утратили свободы маневра в международной политике, в отличие от ЕС. Пару недель назад Китай и США вообще вновь продлили свое торговое перемирие на очередные три месяца и продолжают переговоры. Китай не пошел на уступки, а Трамп не просто готов с ним разговаривать дальше, но даже не ввел против КНР штрафных пошлин. Он явно считает китайцев более серьезным партнером, чем евролибералов.
Последние же поставили ва-банк, отдав США все, что только могли. Американское руководство, демонстрируя деловую хватку, взяло предложенное и закрепило на бумаге. После чего, вновь проявляя стратегическое видение, отправилось в пятницу на переговоры со вторым партнером, спешащим подружиться с американцами, то есть с РФ.
Видя это, европейским лидерам не оставалось ничего иного, как мчаться в понедельник в Вашингтон, напоминать Трампу о сделанных уступках и выпрашивать хоть какую-то помощь по украинскому вопросу. А между тем, эта часть сделки ЕС — США, вероятно, никогда даже не была оформлена. Возможно, она вообще была лишь плодом воображения европейских элит.
Подведем итог. США успешно пользуются стратегическими тревогами Евросоюза и России, получая уступки от обоих. Своей ставкой на военное решение споров на востоке Европы Москва, Киев и Брюссель загнали себя в тупик. Военного решения сейчас ни у кого из них нет: как подсчитали на днях, с осени 2022 года россияне захватили менее 1% территории Украины. Киев тоже не смог провести с тех пор успешных контрнаступлений.
При этом ни одна из сторон даже не пыталась прибегнуть к политическим решениям для выхода из тупика. Фактически никто не предлагает даже минимальной приемлемой перспективы оппонентам и населению на контролируемых территориях. Все предпочитают отбирать у оппонентов земли без людей, побуждая последних бежать.
Та же стратегическая немощь наблюдается и на международной арене. Ни Россия, ни Украина, ни Европа не оказались способны на смелую стратегическую игру, которая позволила бы им выйти из нынешнего патового положения. Вся стратегия евролибералов, Киева и Москвы ныне сводится к Вашингтону. Эти фигуры остались на мировой шахматной доске лишь номинально: они блокируют друг друга и не способны на большее.
Глобальная политика и будущее мира решаются сейчас другими силами — например, США и КНР.
Это верно и для Южного Кавказа. В данной ситуации региональная политика Азербайджана, на волне улучшения отношений с США при Трампе и стабильного развития сотрудничества с Китаем, обретает новые возможности. Это касается прежде всего региональной интеграции и восстановления исторического единства Южного Кавказа.


