История, договоры и иллюзии Неудобная правда Самита Алиева
Icma.az сообщает, основываясь на информации сайта Caliber.az.
В прошлой передаче мы остановились на оценке, что для шовиниста Паруйр Айрикян был слишком разумен, тем не менее он не считал нужным скрывать территориальных претензий как к Азербайджану, так и к Турции. Но еще раз хотелось бы подчеркнуть – он был прагматиком, а прагматик по умолчанию умнее шовиниста, шовинист – он всегда на взводе, шовинист всегда истеричен, а истерика, как, впрочем, и эмоции, притупляют чувство рационального, а это – путь в никуда.
Кстати, оцените слова Айрикяна, сказанные Михаилу Хейфецу, позвольте процитирую: «Конечно, мы не надеемся, что кто-то примет Севрский договор всерьез. Но мы же на Востоке. У нас всегда торгуются, а тут такой прейскурант подвернулся — неужели упустить? А до чего договоримся — в конце торговли увидим». Всем всё понятно? Хитрющий дяденька, далеко бы пошел, если бы его на полпути в Эфиопию не отправили. Кстати, Михаил Хейфиц, его друг, как-то раз заметил: «Паруйр, дорогой, нельзя начинать борьбу, предъявляя территориальные претензии буквально всем соседям! Неужели вы не в силах сообразить, что в этой ситуации ваше государство будет задавлено сразу?» Михаил Рувимович как в воду глядел, причем, обратите внимание, он сказал это Айрикяну в семидесятые годы прошлого века. Правда, к превеликому сожалению, задавить тех, у кого есть к нам и не только к нам территориальные претензии, удалось уже в 20-х годах 21-го века, чему мы все были свидетелями, но как бы там ни было, согласитесь, и эта хитроватая наивность Айрикяна, который признает, что никто не собирается всерьез признавать Севрский договор, и пророческие слова Михаила Хейфица просто восхитительны.
Кстати, наша справка, Севрский договор по объективным причинам так и не вступил в силу, плюс, если кто забыл, так я напомню: в 1920-м году дашнакское правительство Армении, после полученных... ну... назовем это «внушениями», так вот, после полученных внушений, денонсировало свою подпись под Севрским договором, тем самым официально, то есть юридически отказалось от каких бы то ни было претензий на то, что в Армении называли «турецкой», ну или «западной Арменией». Более того, кое-кому пришлось убежать и из Карской области, во избежание. А Турция вообще отказалась признать Севрский договор, и правильно, кстати, сделала. Так что ссылки на него совершенно безосновательны, с таким же успехом можно ссылаться на беседу между отцом Варлаамом с Гришкой-самозванцем на литовской границе. Ну вы поняли, что я имею в виду.
Соседушки были достаточно наивны, чтобы поверить сверхдержавам в конце 19-го века. Как у вас там с причинно-следственными связями, сопоставить можете? Ну вот. Это ваше доверие закончилось не очень хорошо. Потом — 1905-й год. Потом — 1915-й — заметьте, не просто одни и те же ноты, а тот же самый оркестр, просто дирижеры сменялись. Осмелюсь дать вам один хороший совет: когда в очередной раз менеджер по тимбилдингу во время планерки начнет рассказывать вам о том, что вы все тут большая дружная семья, разделяющая одни и те же европейские и христианские ценности, а потому должны попробовать взять реванш и работать сверхурочно и по воскресеньям совершенно бесплатно, вы этому менеджеру не верьте, а лучше сразу бегите из помещения. Да бог с тем, что работать вас заставят бесплатно, сверхурочно и даже по воскресеньям, просто… просто это на самом деле в очередной раз закончится для вас не очень хорошо. Ах да, чуть не забыл, когда тот самый менеджер по тимбилдингу пообещает вам, что в случае чего страна вас не забудет, вы у него поинтересуйтесь, какая именно — ваша страна или его.
Кстати, в феврале 2014 года именно Паруйр Айрикян выступил организатором митинга противников вступления Армении в Таможенный союз, правда, в митинге приняло участие не более ста человек, а в июне 2024-го он объявил, если не ошибаюсь, пятидневную голодовку в знак протеста, цитирую: «против незаконной делимитации армяно-азербайджанской границы». В общем, пошел против линии партии. По словам самого Айрикяна, основной целью его голодовки было пробуждение общества.
И что мы имеем в сухом остатке? Знаете, если Айрикян и не брызжет антиазербайджанским ядом, как это делают его коллеги по цеху, и вообще более респектабелен и осторожен в высказываниях… То он намного опаснее всех прочих хотя бы потому, что умнее. Это многогранный человек, отличающийся от других политиков Армении с эстетической точки зрения, он не криклив, не размахивает руками, не корчит страшные рожи и никому не обещает «Армению от моря и до моря». И именно поэтому лично мне он представляется очень опасным человеком. Сейчас я всё объясню. Знаете, Эдуард Шармазанов или тот же Вардан Восканян, или Аветик Чалабян, ну который из «Айкаве», все они довольно примитивны и предсказуемы, это шаблонные персонажи с не очень богатым словарным запасом. А Айрикян, как и Жерар Либаридян, принадлежат к той категории людей, к которым лично я отношусь не то чтобы настороженно, нет. Внимательно. А почему? А потому что не надо опасаться того, кто заметил и сказал, опасаться нужно того, кто заметил, но молчит.
Ну, по-моему, я и так сказал более чем достаточно, а об остальном, наверное, как-нибудь в следующий раз.


