Мировая торговая война и судьба блокового формата геополитики Точка зрения Теймура Атаева
Icma.az передает, что по данным сайта Caliber.az.
Гром, молнии, ураган, шторм… Примерно такими эпитетами мировые агентства продолжают оценивать объявление Вашингтоном новой тарифно-пошлинной сетки (безо всяких кавычек) для попадания зарубежной продукции в Соединенные Штаты, что президент Дональд Трамп окрестил «Днём освобождения Америки».
Другое дело, многие политики забеспокоились отражением тарифной эпопеи на блоковом характере взаимоотношений между странами. Но, как просматривается, на переживаемом этапе ранее обещанные партнерами Вашингтону «серьезные ответные меры» пока еще не стали реальностью. Да, воинственная риторика никуда не исчезла, но вот обрамляется она изысканными миролюбивыми формулировками.
К примеру, обложенный 10-процентным тарифом Лондон сразу же подтвердил, что США остаются «ближайшим союзником» Великобритании. На фоне чего глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, еще несколько дней назад утверждавшая о готовности Евросоюза к моментальным пропорциональным мерам против США, заявила, что «никогда не поздно решить проблемы переговорным путем». Поэтому наличествующие «в руках Евросоюза карты» для принятия сильных контрмер будут применены в случае «провала переговоров».Итальянский премьер Джорджи Мелони, высказавшись о «неправильности» трамповской тарифной политики, также актуализировала принятие «всех возможных мер для достижения соглашения с США». Премьер-министр Японии Сигэру Исиба, подчеркнув «крайнюю разочарованность» вашингтонским новшеством, пообещал «при возможности лично попросить президента Трампа пересмотреть эти меры».
Следом глава правительства Австралии Энтони Альбанезе, обиженно произнеся, что «американские тарифы противоречат основам партнерства», тут же высказался о планах «и дальше приводить веские аргументы в пользу их снятия, не предпринимая ответных мер».
Ну а премьер Норвегии Йонас Гар Стёре, назвав последние новости «очень плохими», также отметил важность предпринятия «всех возможных мер» для недопущения торговой войны, тем более что «американцы озвучили возможность для переговоров».
Вот последний акцент Стёре, наверное, наиболее знаковый, т. к. Трамп, действуя в своем излюбленном стиле, действительно изначально заявил о готовности к переговорам, предоставив заинтересованным сторонам «люфт для размышлений». При этом ряд СМИ сослались на его конкретизацию о вынуждении созданными торговыми барьерами идти на денежные и территориальные уступки «как друзьями, так и врагами» («предоставить нам взамен что-то очень ценное»), в свете чего «мы снова сделаем Америку великой и богатой».

Следовательно, как выводят серьезные аналитики, на сегодня и сейчас не просматривается каких-либо особых угроз для функционирования альянсов по типу AUKUS (США, Австралия и Великобритания) и QUAD (США, Австралия, Индия, Япония). Мало того, отдельные эксперты считают неслучайным обнародование американских «тарифных барьеров» накануне министерской встречи по линии НАТО в Брюсселе. Аккурат перед началом которой госсекретарь США Марко Рубио актуализировал взятие на себя каждым из членов НАТО обязательства достичь 5% расходов от ВВП на оборону. Причем отдельные эксперты убеждены в том, что констатация Рубио наличия у Трампа планов «остаться в альянсе» в случае «жизнеспособности НАТО, возможной исключительно при усилении его оборонных возможностей», стала как бы сценарием заранее разработанной Вашингтоном игры в «хорошего» и «плохого» полицейского. Так как ранее министр обороны США Петр Хегсет предупредил союзников по НАТО «не исходить из того, что присутствие американских войск [в Европе] будет длиться вечно», а Рубио как бы выровнял ситуацию, мягко озвучив, что в целях удержания США в составе альянса «необходимо перераспределить бремя». Коротко и ясно. Говоря иными словами, НАТО, так сказать, будет жить, но вот мечтающим об этом надо раскошелиться, как того желают США. Вот и глава европейской дипломатии Кая Каллас, назвав оглашенный Рубио пятипроцентный рубеж «позитивным», уже зафиксировала готовность ряда стран к новым цифрам.
Таким образом, как просматривается, блоковый формат мировой геополитики никуда не исчезает. Да и вряд ли могло быть по-другому, ежели за всеми этими «налогово-тарифными сетками» однозначно просматривается антикитайская составляющая. Тем более что несколько дней назад выдвинутый на пост председателя Комитета начальников штабов ВС США Дэн Кейн «подлинной угрозой американским интересам в регионах Индийского и Тихого океанов» обрисовал Китай. В свете чего «высшим приоритетом для ВС США» он объявил Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и «сдерживание Китая». При этом Кейн, признав отсутствие у США «пропускной способности или гибкости, необходимых для сдерживания наших противников», анонсировал «необходимость совместных шагов с союзниками и партнерами в целях сдерживания Пекина».

То есть на поверхности вновь проявился блоковый характер противостояния Китаю. На фоне чего, согласно ряду наблюдателей, как раз и просматривается одна из подводных подоплек сближения США с Россией, в основе чего, по их мнению, недопущение мощной связки между Москвой и Пекином в пику США. Отсюда и позиция Вашингтона по Украине. Хотя и в этом случае Трамп не намерен отходить от своей позиции быстрого решения озвученных им задач. В частности, появление «тарифной сетки» он предварил первым серьезным выпадом против Кремля, заявив о возможном введении вторичных тарифов на нефть при «препятствовании прогрессу в прекращении войны в Украине». И пусть по итогам переговоров 2 апреля со спецпосланником Трампа Стивом Уиткоффом спецпредставитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев заявил о понимании Белым домом позиции РФ и «нахождении компромиссов», вчера же прошла информация о поддержании ключевыми членами ОПЕК+ решения по увеличению добычи нефти на самый значительный показатель за последние пять лет. Как отметили некоторые мировые агентства, сославшись на недавний «закрытый доклад» Центробанка России, «мировой рынок нефти, от которого зависит почти половина экспортных доходов экономики РФ, находится под угрозой продолжительного периода низких цен, к чему может привести наращивание добычи нефти странами ОПЕК и США», а масштаб кризиса на рынке может оказаться сопоставимым «с кризисом второй половины 1980-х годов, который предшествовал краху Советского Союза».
Но вместе с тем по линии ОПЕК было аккуратно зафиксировано, что «постоянное увеличение может быть приостановлено или отменено в зависимости от меняющихся условий, а гибкость позволит странам-участницам ускорить компенсацию ранее недосокращенных объемов». Нужны ли здесь дополнительные комментарии?
Как бы то ни было, но за всеми нынешними мировыми хитросплетениями просматривается открытая игра США на ослабление Китая. Возможно, именно на этой ниве Евросоюз и попытается снизить антиевропейский настрой США, благо фон дер Ляйен уже высказала согласие с трамповской трактовкой использования «другими» странами против Запада «недостатков мировой торговой системы», призвав противостоять этому «совместными усилиями». Естественно, что под «другими» здесь подразумевается исключительно Китай, который глава Еврокомиссии считает «злоупотребляющим правилами мировой торговли».
Вполне очевидно, что Пекин внимательно отслеживает происходящее в мире. Как следствие, еще 1 апреля армия КНР объявила о направлении к берегам Тайваня сухопутных и ракетных подразделений, флота и авиации в целях «отработки нападения на морские и наземные цели». Ну и, естественно, Китай, выразив протест против новых пошлин США, озвучил намерение принять «твердые ответные меры для защиты своих прав и интересов». Как было подчеркнуто Пекином, «в торговых войнах не бывает победителей».
Переформатирование мира продолжается.


