Социальные расходы, оборона, ВВП: ключевые акценты бюджета Азербайджана 2026 Обзор Хазара Ахундова
Как передает Icma.az со ссылкой на сайт Caliber.az.
Отгремели новогодние торжества, и под звон бокалов завершившийся год Змеи передал эстафету году Красной огненной Лошади, символизирующей энергию и готовность к переменам. Эта энергия будет крайне востребована в 2026 году, поскольку, по прогнозам мировых аналитиков, негативное влияние геополитических конфликтов сохранится и в новом году.
Ожидается замедление мирового ВВП: хозяйственная система большинства стран будет находиться под давлением тарифных войн и новых торговых барьеров, а также сохранится высокая волатильность на нефтегазовом рынке. Этот внешний прессинг будет ощутим и в Азербайджане. Вместе с тем в стране ожидается рост ненефтяного сектора в структуре ВВП, оптимизация налоговой политики и усиление бюджетных расходов на социальную сферу.
Значительная часть экспертов полагает, что в 2026 году мировая экономика столкнется с замедлением из-за сохраняющейся неопределенности в политических и торгово-экономических отношениях между США и Китаем. Это создает дополнительные риски для глобального производства и, как следствие, может привести к росту безработицы и снижению доходов населения во многих странах мира.
В частности, по прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), темпы глобального экономического роста умеренно замедлятся — с 3,2% в 2025 году до 2,9% в 2026 году. Схожей позиции придерживаются и эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР). Согласно отчету банка, мировая экономика в 2026 году несколько замедлит рост по сравнению с динамикой 2024–2025 годов, что во многом связано с адаптацией к новым правилам игры, прежде всего к торговым барьерам и тарифам. Так, эксперты ЕАБР ожидают, что экономика США в текущем году вырастет примерно на 1,6%, еврозоны — около 1%, а экономика Китая прибавит 4,6% против 5% годом ранее.
Хрупкое равновесие на глобальных рынках в постпандемический период было нарушено российско-украинской войной и конфликтами на Ближнем Востоке. Последующее индо-пакистанское противостояние, а также напряженность в других регионах мира стали дополнительными катализаторами, усугубившими многие застарелые экономические проблемы. Глобальная экономика все активнее движется в сторону кластеризации и замыкания в региональных структурах, наблюдаются разрывы производственных цепочек, раскручивается инфляционный маховик. Все это оказывает негативное влияние на сырьевые рынки и затрагивает практически все развивающиеся страны. За последние четыре года этот глобальный негатив в полной мере ощущался и в Азербайджане.
Вместе с тем нашей стране, обладающей высокой устойчивостью к внешним шокам, удавалось сохранять стабильность на протяжении всего периода глобальных флюктуаций. Благодаря режиму преференций для ненефтяного производства, взвешенной денежно-кредитной и фискальной политике, а также стабильности базовых макроэкономических параметров в 2022–2025 годах отечественная экономика и финансовая система демонстрировали завидную устойчивость. В том числе в минувшем году правительству удалось сохранить сравнительно стабильную деловую динамику на фоне турбулентности мировой экономики.
«2025-й год остался позади: этот год также был успешным для нашей страны и нашего народа. Азербайджанский народ жил в условиях мира, безопасности и спокойствия, — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в обращении по случаю Дня солидарности азербайджанцев мира и Нового года. — Уверен, что наступающий 2026-й год также будет успешным для нашей страны, и все задачи, стоящие перед ней, как всегда, будут успешно выполнены».
Затрагивая вопросы экономического развития, президент отметил, что страна вправе гордиться результатами 2025 года. Валютные резервы Азербайджана достигли исторического рекорда, превысив 80 миллиардов долларов, а внешний долг продолжил сокращаться и сегодня составляет всего 6,3% ВВП. При этом объем валютных резервов превышает внешний долг в 16 раз, и не случайно, что ведущие международные рейтинговые агентства повысили кредитный рейтинг Азербайджана до инвестиционного уровня.
«Мы успешно реализуем программу «Великое возвращение». Сегодня на освобожденных от оккупации территориях ведется масштабная созидательная работа, и там уже живут, работают и получают образование около 70 тысяч человек. Бывшие переселенцы поселились в 32 селах, поселках и городах, и для них созданы самые лучшие условия», — отметил президент Ильхам Алиев.
Низкий уровень внешней задолженности и наличие мощной золотовалютной резервной «подушки безопасности» являются безусловно важными факторами защиты от возможных внешних форс-мажоров в 2026 году. Не менее значимым условием макроэкономической устойчивости остается продолжающаяся политика возрождения освобожденных от оккупации территорий. Так, в 2026–2029 годах на развитие Карабахского и Восточно-Зангезурского экономических районов планируется направить 13,5 миллиардов манатов государственных средств. Это финансирование будет стимулировать экономическую активность, поддерживая отечественные компании ненефтяного сектора за счет подрядных работ и государственных заказов.
Вместе с тем Азербайджан является частью глобальной экономики и тесно связан с ней через внешнеторговые механизмы, оставаясь чувствительным к колебаниям цен на углеводородное сырье. В частности, изменения конъюнктуры спроса и цен у ключевых торговых партнеров проявляются в виде импортируемой инфляции, способствуя росту потребительских цен внутри страны. На динамику внешней торговли Азербайджана в 2025 году косвенно влияли и такие факторы, как мировые тарифные войны и ослабление доллара США.
Минувший год стал годом «слабого» доллара: индекс доллара США (DXY) снизился примерно на 10% по отношению к корзине из шести основных мировых валют. Не исключено, что политика Федеральной резервной системы США, недавно снизившей учетную ставку на 25 базисных пунктов, может быть продолжена и в 2026 году. Это, в свою очередь, способно оказать давление на валюты развивающихся стран с жесткой привязкой к доллару. В определенной степени с подобными рисками может столкнуться и Азербайджан.
Доллар США остается ключевой валютой для формирования резервов и проведения внешнеторговых операций Азербайджана. Его ослабление, безусловно, не лучшим образом отражается на стоимости импорта, усиливая инфляционные ожидания и создавая дополнительные вызовы для внутренней ценовой стабильности.
В целом на динамику цен в 2026 году будет влиять целый ряд факторов, в том числе изменение тарифов в топливном секторе. В канун уходящего года Тарифный совет принял постановление, согласно которому в Азербайджане цена на бензин АИ-92 была повышена на 0,05 маната, а на дизельное топливо — на 0,1 маната.
Напомним, что в сентябре 2025 года был создан целевой бюджетный фонд «Общественный транспорт». В качестве одного из источников его формирования определена часть дорожного налога, взимаемого с каждого литра автомобильного бензина, дизельного топлива и сжиженного газа. Размер дорожного налога установлен на уровне 0,07 маната за 1 литр топлива. Несмотря на сравнительно умеренный рост топливных цен, их мультипликационный эффект, прежде всего в сферах грузоперевозок и сельскохозяйственного производства, может со временем проявиться в виде повышения цен в розничной торговле.
Вместе с тем эксперты Международного валютного фонда (МВФ) считают, что инфляция в Азербайджане в целом остается под контролем и укладывается в целевые ориентиры, установленные Центральным банком. В частности, в октябрьском обзоре МВФ «Мировая экономика в состоянии неопределенности» прогнозируется, что среднегодовой уровень инфляции в 2026 году снизится до 4,5%, а к 2030 году — до 4%. Эти оценки во многом совпадают с прогнозами Министерства экономики Азербайджана, согласно которым среднегодовая инфляция в стране снизится до 4,8% в 2026 году, а в 2027 году — до 4,5%.
В конце декабря Центральный банк Азербайджана объявил цели и приоритеты денежно-кредитной политики на 2026 год, ключевой из которых обозначено удержание годовой инфляции в пределах целевого коридора 4 ± 2%.
«Стабильная инфляция повышает доверие к национальной валюте, укрепляет ее покупательную способность и снижает долю активов и обязательств в иностранной валюте, тем самым повышая устойчивость экономики к внешним шокам», — говорится в сообщении регулятора.
В 2026 году Центральный банк намерен продолжить наращивание валютных резервов, совершенствование механизмов управления ликвидностью банковской системы, а также использовать инструменты денежно-кредитной политики для нейтрализации внешних факторов, не связанных напрямую с монетарной сферой.
В целом, с учетом сохраняющихся глобальных рисков формирование государственного бюджета на 2026 год осуществлялось по консервативному сценарию: была консолидирована доходная часть и оптимизированы расходы. Кроме того, правительство снизило уровень так называемой «цены отсечения» при расчете нефтяных доходов. В государственном бюджете на 2026 год этот параметр установлен на уровне 65 долларов за баррель нефти. Политика государственных расходов в 2026–2029 годах будет реализовываться по шести базовым направлениям. Речь идет, прежде всего, об укреплении обороноспособности страны, включая восстановление и обеспечение неприкосновенности государственных границ, модернизацию материально-технической базы Вооруженных сил, разминирование территорий, а также реализации комплексных мер и проектов по улучшению социального обеспечения и условий службы военнослужащих.
Так, прогнозируемые расходы на оборону и безопасность в 2026 году увеличатся на 3,8%. При этом бюджет будущего года сохранит выраженную социальную направленность. В частности, расходы на финансирование трудовых пенсий в Азербайджане в 2026 году возрастут на 782,4 миллиона манатов, или на 10,9% по сравнению с утвержденными показателями 2025 года. Средний размер пенсии увеличится до 590 манатов, а средний размер пенсий по возрасту достигнет 629 манатов. В целом на социальные выплаты в 2026 году предусмотрено свыше 3,433 миллиардов манатов, что составит 8,2% всех бюджетных расходов.
Также будет продолжено финансирование экономики из государственного бюджета — как напрямую, так и косвенно — в форме государственных обязательств, госзаказа, субсидий, субвенций и дотаций. Сохранится и поддержка государственных программ и мероприятий, реализуемых за счет бюджетных средств. В то же время государственное финансирование ряда экономических и иных направлений, включая сельское хозяйство, коммунальный сектор и природоохранные мероприятия, будет сокращено.
Несмотря на сложные внешние условия, в 2026 году в Азербайджане ожидается рост бюджетных доходов. По словам премьер-министра Али Асадова, доходы консолидированного бюджета прогнозируются с небольшим увеличением и составят около 45 миллиардов манатов. Согласно макроэкономическим прогнозам, реальный рост ВВП ненефтяного сектора в 2026 году ожидается на уровне 5%, что превышает показатели минувшего года. В целом, по расчетам Министерства экономики Азербайджана, совокупный рост ВВП прогнозируется на уровне 2,9% в 2026 году и 3,3% в 2027 году.
Такой оптимизм представляется обоснованным с учетом устойчивого развития ненефтяной экономики Азербайджана. В 2026 году продолжится формирование промышленных кластеров различного профиля, увеличатся инвестиции в «зеленую» энергетику и цифровую трансформацию экономики, а также сохранится позитивная динамика в транспортно-логистическом секторе.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:28
Эта новость заархивирована с источника 02 Января 2026 09:44 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2026 Все права защищены







Самые читаемые



















