Индийская экспансия на Южном Кавказе: кто под прицелом? Статья Владимира Цхведиани
Согласно информации сайта Caliber.az, сообщает Icma.az.
Противостояние Индии и Пакистана уже давно вышло за пределы региона Южной Азии. Сегодня очевидно, что у каждой из конфликтующих сторон есть свои друзья и союзники как среди геополитических игроков первой величины (Индию поддерживают США, а Пакистан – Китай и Турция), так и среди небольших государств в различных регионах мира. Южный Кавказ исключением не является: здесь уже активно развивается сотрудничество в военной сфере между Индией и Арменией, а также Пакистаном и Азербайджаном.
Интерес Индии к Южному Кавказу также обусловлен её амбициями. Страна делает заявку на то, чтобы отобрать статус «мировой мастерской» у Китая. В этом Индии начинают помогать США своей тарифной политикой и началом «торговой войны» с Китаем, содействуя переносу производственных мощностей из КНР.

Apple уже со следующего года планирует перенести сборку всех iPhone, продаваемых в США (порядка 60 млн штук), в Индию. Однако, помимо американского рынка, Индии необходим логистический доступ на другие мировые рынки, а также «коридоры» в Европу. В Нью-Дели в этом направлении рассматривают два основных маршрута — через Ближний Восток и по коридору «Север – Юг» через Южный Кавказ.
В сентябре 2023 года на саммите G20 в Нью-Дели Индия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, США, Евросоюз и ряд стран-членов ЕС, включая Францию и Германию, подписали декларацию о намерениях по проекту «Экономический коридор Индия — Ближний Восток — Европа» (IMEC). США практически не скрывали, что рассматривают этот транзитный маршрут как альтернативу Среднему коридору и китайскому проекту «Один пояс — один путь».
Другой коридор «Север — Юг» предполагается проложить от индийского порта Мумбаи через иранский глубоководный порт Чабахар. В Нью-Дели и Тегеране, исходя из политических соображений, всячески тормозят наиболее выгодный маршрут через Азербайджан и стремятся перенаправить индийский транзит через территорию Армении с дальнейшим выходом через Грузию к Черному морю.

Летом 2024 года министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар заявил, что Армения может стать транзитной страной как между Индией и Европой, так и между Индией и Россией.
США, похоже, совершенно не смущает, что транзит из Индии в Европу пройдет через формально «враждебный» Иран. По крайней мере, в Вашингтоне не возражали против подписания Индией 10-летнего контракта с Ираном на развитие и эксплуатацию иранского порта Чабахар. Отсюда становится понятным, зачем Индии на Южном Кавказе нужен «форпост» в виде Армении — причём форпост вооружённый. Индия сегодня фактически является крупнейшим поставщиком вооружений для Армении. Ереван в военной сфере нашел в Индии замену России, ранее поставлявшей основные объёмы вооружений.

Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), 43% от общего объема вооружений, импортированных Арменией в 2022–2024 годах, пришлось на Индию. Армяно-индийское военное сотрудничество продолжает набирать обороты. По данным Министерства обороны Индии, объём заключённых Арменией контрактов на закупку индийского вооружения и военной техники за 2024–2025 финансовые годы достиг 600 миллионов долларов.
Если союз Индии с Арменией очевиден, то проникновение Индии в Грузию носит более завуалированный характер. Но, судя по последним тенденциям, «приручение» Грузии является долгосрочной стратегией Нью-Дели. Даже «до зубов» вооруженная с помощью Индии Армения сама по себе является тупиком, поскольку не имеет выхода к морю.
Попытки индийской экономической экспансии в аграрной сфере уже успели вызвать скандалы в Грузии. Речь шла о фактах приобретения гражданами Индии земель сельхозназначения в Грузии, что имело место ещё во времена президентства Михаила Саакашвили, а после прихода к власти «Грузинской мечты» вылилось в конфликты с местными жителями, в частности в регионе Кахети.
Для Грузии как страны с ограниченными земельными ресурсами тема захвата сельскохозяйственных угодий иностранцами весьма болезненна. Массовое приобретение гражданами Индии земель в плодородных регионах, ведение хозяйства и пренебрежение интересами коренного населения вызвали волну общественного недовольства.
В итоге власти Грузии ввели мораторий на продажу земель сельхозназначения иностранцам, а индийские граждане «как по команде» приостановили свою экспансию в аграрных регионах.
Зато более интенсивно идёт «индийская экспансия» в сфере образования. В вузах Тбилиси едва ли не большинство иностранных студентов — граждане Индии. Сотрудничество Грузии и Индии в области образования активно развивается.

Недавно парламентская делегация Грузии, которую возглавлял председатель комитета по вопросам образования, науки и молодежи Гиви Миканадзе, посетила Индию и провела встречи с руководителями Делийского университета и Ассоциации университетов Индии. Во время встреч особое внимание было уделено укреплению сотрудничества в сфере образования, особенно в направлении высшего образования и науки. Обсуждались возможности реализации совместных исследований и программ двойных дипломов между вузами Грузии и Индии.
Безусловно, сотрудничество в области науки и образования между Индией и Грузией несёт много положительного, учитывая то, что многие индийские университеты стали центрами перспективных научных исследований. Плата за обучение иностранных студентов (включая индусов) для грузинских университетов также является существенным источником доходов. Однако через сотрудничество в сфере образования и миграцию учащейся молодежи наблюдается «мягкая» культурная и политическая экспансия Индии в Грузию. Среди студентов развиваются дружественные контакты, многие молодые грузины имеют множество друзей-индусов, что влияет на политические предпочтения молодого поколения.
Во время недавней попытки организации «майдана» в Грузии молодежь пытались мобилизовать на протесты с использованием антироссийских лозунгов и русофобии. Такие настроения активно разжигались финансируемыми Западом НПО и широко освещались в СМИ и соцсетях. Однако антииндийских настроений прозападные НПО в Грузии принципиально не замечают. Хотя земельные конфликты показали, что такие настроения вполне возможны, особенно учитывая культурную и ментальную дистанцию между индусами и грузинами.

Грузинская молодежь всё более активно участвует в пропагандируемых посольством Индии праздниках, например, в празднике красок Холи. Следует учитывать, что с точки зрения традиционного православия участие христиан в языческих праздниках недопустимо.
Про негативную сторону индийских реалий, в частности дискриминацию и преследование по религиозному признаку не только мусульман, но и христиан, в Грузии почти никто не говорит.
По сути, прозападные НПО занимаются навязыванием молодому поколению Грузии враждебного отношения к единоверной и исторически близкой России, негативного восприятия китайской инвестиционной активности и одновременно — позитивного восприятия Индии.
Наряду с «европейским выбором» пропагандируется и «индийский», решая тем самым задачу «перепрограммирования» молодежи. Тем более что для «пятой колонны» армянских националистов в Грузии Индия становится едва ли не большим кумиром, чем Франция. «Проиндийские» настроения через этнических армян в Грузии распространяются крайне активно.
Хотя Индия формально не является западной страной, недавние попытки организации «майданного» переворота в Грузии были в интересах властей Нью-Дели и их союзников в Ереване. У организаторов «геополитического разворота» Грузии явно были планы встроить страну в коридор «Север – Юг» из Индии через Иран и Армению в Европу. Для этого им нужны грузинские морские порты, включая строящийся глубоководный порт Анаклия. Определённые геополитические силы хотели бы связать через Армению для транзита индийских товаров два глубоководных порта — Чабахар в Иране и Анаклия в Грузии.
Отсюда становится понятным негативное восприятие прозападной оппозицией в Грузии того факта, что порт Анаклия начал строить Китай, преимущественно для грузов Среднего коридора.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az


