Тбилиси между новой стратегией США и старыми требованиями ЕС Статья Владимира Цхведиани
Как сообщает Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az.
5 декабря 2025 года США обнародовали новую Стратегию национальной безопасности, вызвавшую резко негативную реакцию в ЕС. Документ идёт вразрез с либеральным курсом многих европейских стран и с политикой нагнетания антироссийских военных настроений. В стратегии, в частности, упоминаются экономические и миграционные проблемы Евросоюза, а также указывается, что США следует сотрудничать с национально ориентированными европейскими партиями, выступающими против дальнейшего углубления интеграции в рамках ЕС.
Политика США в отношении Европы, согласно документу, должна быть сосредоточена на возвращении к стратегической стабильности в отношениях с Россией. В этой связи приоритетом американской администрации обозначается «прекращение восприятия НАТО как постоянно расширяющегося альянса». Китай в новой стратегии представлен не как геополитический соперник, а преимущественно как торговый конкурент, с которым не исключается взаимовыгодное сотрудничество.
Фактически новая Стратегия национальной безопасности США во многом воспроизводит тезисы в отношении ЕС, которые в последние месяцы регулярно озвучивают представители партии «Грузинская мечта», отражая критику со стороны Брюсселя. Символично, что представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас негативно высказалась как о новой Стратегии национальной безопасности США, так и о политике грузинского правительства. При этом она отметила, что, в отличие от Грузии, США не пытаются присоединиться к ЕС, добавив, что, по её мнению, власти Грузии делают шаги «в неправильном направлении».
Таким образом, само закрепление в Конституции Грузии курса на евроинтеграцию становится поводом для давления со стороны Брюсселя и проявления колониалистского подхода к стране, на что обратила внимание вице-спикер парламента Грузии Нино Цилосани.
«Слова Каи Каллас указывают на то, что у этих людей искажённое понимание свободы. Если ЕС действует неправильно, США имеют право это критиковать и публично озвучивать. У Грузии есть то же самое право. Однако, судя по всему, они смотрят на Грузию иначе — колониалистски — и считают, что у неё нет права занимать эту, по сути, правильную позицию», — заявила Нино Цилосани.
Сразу после обнародования новой Стратегии национальной безопасности США против закреплённого в Конституции Грузии курса на вступление в НАТО и ЕС выступили и в близкой к правящей партии «Грузинская мечта» политической силе «Единая нейтральная Грузия». По оценке партии, новая стратегия США ставит под вопрос будущее НАТО в его нынешнем виде, а отсутствие в документе упоминаний о Южном Кавказе усиливает риск использования региона в качестве буферной зоны в глобальных противостояниях.
«Новая стратегия США не только ограничивает расширение НАТО, но и ставит под вопрос само существование альянса в нынешнем виде. В результате Грузия, имея конституционное обязательство стремиться к членству в союзе, который официально больше не планирует принимать новых членов и чьё будущее становится всё более неопределённым… В совокупности с другими обстоятельствами необходимо адекватно осмыслить представленные США подходы, которые существенно меняют глобальную политику. Прежде всего, следует признать новую реальность, вывести страну из «евроиллюзий» и сосредоточиться на получении нейтрального статуса», — говорится в заявлении партии.
Ранее «Единая нейтральная Грузия» также призывала правительство «не вести страну туда, где однополые браки, ЛГБТ-пропаганда, гей-парады и педофилия являются нормой», предупреждая о тяжёлых последствиях вступления в ЕС, который, по мнению партии, «уже находится в затяжном экономическом кризисе».
Новая Стратегия национальной безопасности США фактически дала грузинским властям дополнительную аргументацию для отказа от стремления к ЕС и НАТО «любой ценой». 17 декабря 2025 года премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе также выступил с жёстким заявлением в адрес НАТО, назвав политику «открытых дверей» Альянса «фарсом».
«Это был фарс. На практике это оказалась политика обоюдоострого меча, жертвой которой сначала стала Грузия в 2008 году, а затем Украина — дважды: в 2014 году и начиная с 2022 года. Эти подходы меняются. Мы будем прагматично следить за развитием событий, исходя из приоритетов НАТО и соответствующих стран, и действовать в строгом соответствии с национальными интересами Грузии», — заявил Кобахидзе.
Для многих серьёзных аналитиков давно очевидно, что шансов на вступление Грузии в НАТО изначально не существовало — вне зависимости от того, какая партия находилась у власти в Белом доме. Грузию планировали цинично использовать в геополитических играх, так же как ранее использовали Украину, которую сегодня те же США фактически вынуждают пойти на заморозку войны на крайне невыгодных условиях, включая отказ от членства в НАТО. Особого выбора у Киева сейчас нет — даже с учётом обещаний союзников из ЕС продолжать поддержку. Без участия США эта помощь всё равно окажется недостаточной. Продолжение войны, помимо новых потерь и разрушений, с высокой вероятностью приведёт к тому, что следующие условия заморозки конфликта для Украины окажутся ещё более жёсткими.
Изменения в Стратегии национальной безопасности США и фактический отказ Вашингтона от поддержки дальнейшего расширения НАТО на восток привели к резкому укреплению геополитических позиций нынешних властей Грузии. Стало очевидно, что политика Тбилиси, за которую власти страны подвергались жёсткой критике со стороны ЕС, в действительности соответствовала новой геополитической реальности. Если ранее сознательное «торможение» европейской и евроатлантической интеграции со стороны правящей партии «Грузинская мечта» вызывало резкое неприятие администрации Джо Байдена, то сегодня этот курс полностью вписывается в политику Белого дома при президенте Дональде Трампе.
Последствия изменения геополитических приоритетов Вашингтона при администрации Дональда Трампа проявляются не только в Европе. Ещё более отчётливо они заметны «на заднем дворе США» — в Латинской Америке, где в одной стране за другой к власти приходят правоконсервативные политики, идеологически близкие Трампу. Так, на днях президентом Чили был избран правый консерватор и сторонник Дональда Трампа Хосе Антонио Каст.
На фоне этого «правого поворота» на американском континенте напряжённость вокруг Венесуэлы выглядит вполне закономерной. Эта страна, наряду с соседней Колумбией, остаётся одним из последних «леволиберальных» оплотов в Западном полушарии. В этой связи возникает вопрос о том, насколько серьёзной может оказаться поддержка власти Николаса Мадуро со стороны России в случае усиления давления со стороны США. Несмотря на декларируемое «союзничество» с Каракасом, Москва всё активнее позиционирует себя как «оплот консерватизма» и демонстративно поддерживает преимущественно правые политические силы, к которым нынешнее руководство Венесуэлы по определению не относится.
В текущих условиях власти Грузии в идеологическом плане в целом не вызывают возражений ни у Вашингтона, ни у Москвы. Более того, с учётом того, что реализация проекта «Маршрута Трампа» усиливает значение Южного Кавказа для США, Россия также заинтересована в более тесном взаимодействии с грузинскими властями, чтобы не оказаться в стороне от формирующихся транзитных проектов.
О том, что Москва всерьёз настроена на нормализацию отношений с Грузией при условии, что та не станет «разменной монетой» в играх против России, недавно заявил директор Четвёртого департамента стран СНГ МИД РФ Михаил Калугин. Прежнее условие — «признание» Тбилиси сепаратистских режимов на оккупированных территориях Абхазии и Цхинвальского региона — представитель российского МИД уже не упоминал. Это является явным сигналом того, что в Кремле намерены искать механизмы, позволяющие, «не теряя лица», восстановить как дипломатические отношения с Грузией, так и — что для Москвы значительно важнее — транзит через пока оккупированные грузинские территории.
То, как именно будет развиваться этот процесс, во многом зависит от реализации активно подготавливаемого Москвой и Вашингтоном перемирия по Украине. Парадоксально, но власти воюющей Украины, позиционирующие себя как «защитники западного мира» и сделавшие однозначную ставку на «европейских» союзников, в свете новой Стратегии национальной безопасности США оказываются в крайне уязвимом положении. Администрация Дональда Трампа фактически переложила на Европу всё бремя финансовых расходов по поддержке «идейно близкой» ей Украины.
В ЕС было согласовано выделение Украине порядка 90 миллиардов евро беспроцентного кредита на ближайшие два года, однако использовать замороженные российские активы в качестве обеспечения этого займа так и не удалось. В результате Евросоюз будет вынужден изыскивать средства на поддержку Киева за счёт бюджетов самих европейских государств, экономика которых и без того испытывает серьёзные трудности — не говоря уже о резко возросших собственных военных расходах.
Не случайно 19 декабря 2025 года, комментируя решение лидеров Евросоюза о предоставлении Украине беспроцентного кредита в размере 90 миллиардов евро, спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили заявил, что уже сейчас у войны в Украине есть «как минимум двое проигравших» — Киев и Брюссель.
«С сегодняшней точки зрения, в том числе с учётом вчерашнего решения Евросоюза, пока невозможно сказать, будет ли у этой войны победитель. Однако уже можно с уверенностью утверждать, что у неё есть два очевидных проигравших — Украина и Европейский союз», — заявил Папуашвили журналистам в пятницу.
По словам Шалвы Папуашвили, «Украина, потерявшая сотни тысяч своих граждан и разрушившая свою экономику, теперь вынуждена принимать решение о де-факто признании утраты своих территорий», тогда как на Евросоюз «возложено бремя финансовой и военной поддержки Украины».
«При таких долговых обязательствах экономический рост Евросоюза колеблется вокруг нуля, при этом мы наблюдаем рост внутренней политической напряжённости», — добавил он.
Хотя в европейских и «проевропейских» леволиберальных кругах сегодня принято записывать в «агенты Кремля» тех, кто воздерживается от антироссийской истерии — включая власти таких стран ЕС, как Венгрия и Словакия, — обвиняя их в «недостаточной поддержке Украины», в реальности Грузия принципиально занимает сторону Украины как государства, пострадавшего от военной агрессии.
В частности, Грузия подписала международное соглашение об учреждении механизма распределения репараций от РФ в пользу граждан и предприятий Украины, пострадавших в ходе войны. На дипломатическую конференцию, посвящённую подписанию соответствующей конвенции, лично прибыла глава МИД Грузии Мака Бочоришвили, в то время как большинство других стран-участниц были представлены на уровне послов.
При этом необходимо учитывать, что от военного вторжения РФ пострадала не только Украина — Грузия также стала жертвой агрессии в 2008 году. Для Тбилиси принципиально важно формирование международного прецедента взыскания ущерба со страны, осуществившей вторжение на чужую территорию. В случае создания такого прецедента в отношении России за войну против Украины в 2022 году Грузия получает возможность либо выдвинуть аналогичные иски по событиям 2008 года, либо использовать сам факт потенциального судебного давления как инструмент защиты своих государственных интересов в процессе деоккупации и нормализации дипломатических отношений с РФ.
На данный момент наибольшее давление на власти Грузии оказывает Брюссель. Однако нет сомнений, что «полоса правых разворотов», которая сегодня стремительно распространяется по Латинской Америке, рано или поздно затронет и европейский континент. В этом случае к поддержке нынешних грузинских властей внутри ЕС, помимо Венгрии и Словакии, могут присоединиться и другие государства.
Власти Грузии не придали особого значения очередной угрозе Еврокомиссии о возможной полной приостановке безвизового режима для граждан Грузии с ЕС. В своём отчёте о выполнении требований безвизового режима странами-партнёрами Еврокомиссия вновь повторила ультимативные требования к Тбилиси, включая отмену законов «об иноагентах» и «о семейных ценностях».
В свою очередь заместитель председателя парламентской фракции «Грузинская мечта» Леван Мачавариани выразил уверенность, что Евросоюз не пойдёт на приостановку безвизового режима с Грузией, убедившись, что подобные меры не приведут к дестабилизации или «революционному сценарию» в стране.
«В этом отчёте для нас не было ничего неожиданного — мы заранее говорили обо всём этом. По сути, речь идёт лишь о фиксации в документе той риторики, которую мы уже давно слышим от евробюрократов», — отметил Леван Мачавариани.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az
Другие новости на эту тему:
Просмотров:93
Эта новость заархивирована с источника 23 Декабря 2025 09:01 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















